kondratio (kondratio) wrote,
kondratio
kondratio

Category:

Пэсах и Pa-sa-aḫ-I3-li

Шумеролог Емельянов не устает подбрасывать нам интересные нюансы из истории Месопотамии.

Вот что он пишет об этимологии еврейского слова пэсах פָּ֫סַח (пасха).

************************************************************************************
Что означает само слово פסֶַּח Песах? Иудейские интерпретаторы раввинистической традиции считают, что оно произошло от глагола пасах « проходить м имо», что соответствует 13‑му стиху. Старейший контекст на этот глагол можно обнаружить в книге пророка Исайи (конец VIII в. до н. э.), где пасах употреблен в значении «помиловать»: «Как птицы — птенцов, так Господь Саваоф покроет Иерусалим, защитит и избавит, пощадит и спасет» (Ис 31: 5). Далее следуют значения «прыгать, танцевать; хромать» (Brown, Driver, Briggs, 1939, 820). Н. М. Никольский в своей книге «Еврейские и христианские праздники» (1931) выдвигает альтернативную версию названия праздника: «В предписании название песах производится от глагола пасах, который понимается в значении “проходить мимо”. Но это толкование, как все подобные толкования собственных имен и других терминов, встречающиеся в Библии, с научной точки зрения не выдерживает критики. Кроме главы XII книги Исход, глагол пасах встречается в Библии всего три раза, и совсем в другом значении: два раза в смысле “хромать”, “охрометь” и один раз в смысле “приплясывать” специально для обозначения священной пляски жрецов тирского Ваала (I Царей, XIII, 26), которые приплясывали и подпрыгивали, точно хромые. Поэтому ученые считают толкование слова в смысле “прохождения мимо” неправильным и стараются установить другое, точное значение. Одни полагают, что песах означает священную пляску, сопровождавшую праздник, но это маловероятно, так как, по-видимому, с обрядами пасхи пляска никогда не связывалась. Гораздо вероятнее и, как мы сейчас увидим, вполне подходит другое толкование: в ассиро-вавилонском языке, родственном еврейскому, есть слово пашаху — “умилостивляться” — специально о разгневанном боге. А обряды пасхи первоначально имели именно это значение: посредством них умилостивляли духа или бога, жаждущего крови» (Никольский, 1931, 25).

В самом деле, среди аккадских имен собственных существует имя, которое в разных фонетических вариантах встречается со староаккадского периода: Pa-sa-aḫ-I3-li, Pi2-ša-aḫ-I-li, Bi-ša-aḫ-I-li (CAD P, 229). Первая часть имени - императив от глагола пашаху "to become tranquil, to act benevolently", вторая часть - "мой бог". Вместе получается "Смилуйся, мой бог"! И это наиболее вероятная этимология самого слова Песах. Бог проходит мимо потому, что он милует свой народ. Время события в ритуале приходится на 14-е Нисана.
Что же происходит 14-го Нисана в Новом завете? Распинают нового жертвенного Агнца - Иисуса Христа, и под утро апостол Петр трижды от него отрекается. Дальше в Евангелии сказано: "И вспомнил Петр слово, сказанное ему Иисусом: прежде нежели пропоет петух, трижды отречешься от Меня. И выйдя вон, плакал горько".
Что же именно выражал его плач? Теперь вспомним арию Петра из "Страстей по Матфею" Баха. Альт поет:
Erbarme dich,
Mein Gott, um meiner Zähren willen!
Schaue hier,
Herz und Auge weint vor dir
Bitterlich.

Смилуйся,
Мой Боже, слёз моих ради!
Смотри, вот,
Сердце и очи плачут перед тобой
Горько.
И оказывается, что это "Erbarme Dich, mein Gott!" и есть аккадское Pa-sa-aḫ-I3-li "Смилуйся, мой боже!" И моление это произносится наутро после Распятия, как произносилось бы наутро после Песаха.
Либреттист Баха Кристиан Фридрих Хенрици сверхъестественным чувством угадал не только семантику ритуала, но и саму этимологию праздника.
*******************************************************************************

Круто. Но опять хочу напомнить важнейшую закономерность, которая работает в сравнении иудейских и месопотамских концепций.
По форме и сюжету в Библии множество совпадений с месопотамскими мифами.  Но в своих самых главных идеях и ценностях, они зеркально противоположны. Об этом я подробно писал тут. Вообще религия и мировоззрение Иерусалима и Вавилона - это прямые противоположности. Иерусалим служит Яхве, а Вавилон служит Сатану.

Это же правило работает и в случае смысла термина пэсах.

"Смилуйся мой Бог!" - это обращение человека к божеству с просьбой и подкреплением в виде кровавой жертвы. Вектор от человека к божеству, типичная языческая практика для любой религии, в том числе и Месопотамии.

В Библии же описывается зеркально иной вектор отношения Яхве и Его народа. Яхве сам проявляет инициативу, сам берет на себя ответственность и обращается будь то к Аврааму и его племени, или к Моисею с евреями, обещая им спасение из рабства и прочие ништяки.
Напомню, этот удивительный разговор Яхве и Моисея:

"И говорил Господь с Моисеем лицем к лицу, как бы говорил кто с другом своим; и он возвращался в стан; а служитель его Иисус, сын Навин, юноша, не отлучался от скинии.
Моисей сказал Господу: вот, Ты говоришь мне: веди народ сей, а не открыл мне, кого пошлешь со мною, хотя Ты сказал: "Я знаю тебя по имени, и ты приобрел благоволение в очах Моих"; итак, если я приобрел благоволение в очах Твоих, то молю: открой мне путь Твой, дабы я познал Тебя, чтобы приобрести благоволение в очах Твоих; и помысли, что сии люди Твой народ.
[Господь] сказал: Сам Я пойду, и введу тебя в покой.
[Моисей] сказал Ему: если не пойдешь Ты Сам [с нами], то и не выводи нас отсюда, ибо по чему узнать, что я и народ Твой обрели благоволение в очах Твоих? не по тому ли, когда Ты пойдешь с нами? тогда я и народ Твой будем славнее всякого народа на земле.
И сказал Господь Моисею: и то, о чем ты говорил, Я сделаю, потому что ты приобрел благоволение в очах Моих, и Я знаю тебя по имени.
[Моисей] сказал: покажи мне славу Твою.
И сказал [Господь]: Я проведу пред тобою всю славу Мою и провозглашу имя Иеговы пред тобою, и кого помиловать - помилую, кого пожалеть - пожалею.
И потом сказал Он: лица Моего не можно тебе увидеть, потому что человек не может увидеть Меня и остаться в живых.
И сказал Господь: вот место у Меня, стань на этой скале; когда же будет проходить слава Моя, Я поставлю тебя в расселине скалы и покрою тебя рукою Моею, доколе не пройду; и когда сниму руку Мою, ты увидишь Меня сзади, а лице Мое не будет видимо" (Исх.33:11-23).

Итак, первое. Моисей и Яхве друзья. Моисей не раб, не тварь дрожащая. Моисей, конечно, как человек, дитя Божье. И Бог любит людей, особенно послушных Ему. Но дети могут быть и большими и малыми, и соответственно Отец может к ним относится "как к детям". Кстати в древности статус несовершеннолетних детей в семье мало чем отличался от статуса рабов. А вот статус друга - это знак того, что человек развился, "повзрослел" до уровня, чтобы говорить с Богом на равных (равных в той мере насколько человеку в принципе можно быть подобным Богу).
В Ветхом завете уровня друга Бога достигали немногие, а вот в Новом, через Христа, это стает доступным для многих: "Я уже не называю вас рабами, ибо раб не знает, что делает господин его; но Я назвал вас друзьями, потому что сказал вам все, что слышал от Отца Моего" (Ион.15:15).
И будучи в таком высоком статусе, Моисей дерзает просить у Бога чтобы тот показал ему "Славу Твою". "Слава Бога" в Библии это одно из имен Бога. То есть Моисей просит, чтобы Бог показал ему всего Себя. Но Бог объясняет, что всего Бога Моисею воспринять невозможно, и такая попытка приведет к гибели Моисея. Бог по сравнению с человеком безконечен, и конечного человека при попытки принять безконечное, грубо говоря, разорвет.
Поэтому Бог и в случае с Моисеем, и в других случаях Ветхого завета показыватся человеку частично, являет себя либо в каких-то подобиях, как у Исайи и Езекииля, или же максимально безформенно в виде облака, как это было в пустыне или в скинни и Храме. В будущем эту проблему богопознания решит Христос. Бог, став человеком, наконец явит Себя людям.

В частности Бог говорит Моисею, что максимально что Бог может Моисею дать на эту просьбу, так это полностью пройти возле него, лицо скрыть, и показаться частично, сзади. Но вот некоторые черты Свои, Бог явит Моисею да и всем верным людям по максимуму:  "кого помиловать - помилую, кого пожалеть - пожалею". Это выражение библейской поэтики означает, что милости и жалости от Бога люди получат максимально, насколько это возможно.
Но один нюанс, принять эту милость человек может лишь добровольно, став верным Богу. Всем автоматом она не идет - ведь человек создан свободным, свободным в том числе и отвергнуть Бога с Его милостью.

Так вот возвращаемся к пэсаху.
В Библии дается определение что такое пэсах - это жертвенный агнец которого закалывают все, кто решили стать верными Яхве, которых минует казнь первенцев и которых Бог выводит из Египта. Позже для воспоминания этого события иудеям предписывали каждый год праздновать и закалывать агнца-пэсах. Много позже пэсахом, этим жертвенным агнцем, стал Христос.
Пэсах, как мы уже определили, этимологически значит милость. Бог дает людям милость, которую они у него не просили, а Сам, просто так из любви к ним. А люди, кушая закланного ягненка или же Хлеб в Преломлении как Тело Христа, который называется пэсах, то есть милость, - как-бы обозначивают, что они свободно принимают Бога и Его милость.

Бог как-бы сказал - вот Я даю вам милость, ваши дети не умрут, вас Я выведу из рабства в землю обетованную, и кто Меня и Мои дары хочет принять, пусть заколют ягненка, помажут косяки дверей кровью, и скушают его.
Христос-Бог говорит - вот я даю вам Жизнь вечную в Царстве Божьем. Кто согласен эту милость принять - пусть в знак этого преломляет Хлеб: "Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь имеет жизнь вечную, и Я воскрешу его в последний день" (Ион.6:54).

То есть в отличии от месопотамской традиции, милость-пэсах по Библии это зеркальная противоположность, - это не вымоленное или вытребованное у Бога (хотя смысл искупления через смерть Пэсаха-Ягненка-Христа в Библии тоже есть), а данное Богом людям просто так, по-любви и по-дружбе. 
Tags: Богословие, Древо Жизни, Мировоззрение
Subscribe

  • (no subject)

    Российские власти решили отказаться от планов «заморозить» расходы на оборону, которые были внесены в трехлетний бюджет, принятый в…

  • Новохронологический дисклеймер

    Господа! Мне нередко задают вопросы по альтернативной истории. Мол что я думаю по тому или иному вопросу, типа: А был ли Иерусалим в Константинополе?…

  • Постановка проблемы в дальнейшем исследовании хронологии

    Вы уже в курсе, что я написал ряд постов с попыткой разобраться с удлинением хронологии между «античностью» и…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments