kondratio (kondratio) wrote,
kondratio
kondratio

Category:

Смысловой фон библейской антропологии

Еще древними было замечено, что описание шести дней творения тесно связанно с библейской антропологией. То есть Шестоднев выписан так, что начинает нам говорить о человеке еще до самого рассказа о его творении. Есть несколько толкований Шестоднева в этом ключе, изящные, но как по мне слишком аллегорические. Мы же подойдем к Шестодневу более прозаически и утилитарно и попытаемся разузнать оттуда то, что нам нужно для понимания человека.
Начнем с ключевого слова сотворил, «бара» בָּרָא довольно нечасто встречающегося в Библии. В первом понимании этот термин «творить», «творить не из чего-то существующего» («из ничего»). Второй же оттенок – это творить что-то невероятное, грандиозное, чего и близко подобного нет: «И сказал Господь: вот, Я заключаю завет: пред всем народом твоим соделаю בָּרָא чудеса, каких не было по всей земле и ни у каких народов» (Исх 34:10). «Бара» - это творение чего-то большого и сложного, что в себе вмещает целые космосы с их основаниями, законами, первопричинами и жизнью.
В рассказе о творении термин «бара» используется по отношению к четырем сферам творения, то есть Бог творит четыре космоса.
«В начале сотворил Бог небо и землю» (Быт.1:1).
Первый космос – это небеса. Это не голубое небо над нами, а это мир небесный, населенный ангелами и где Бог поставил Свой престол: «Господь на небесах поставил престол Свой» (Пса.102:19).
Второй космос – это земля. Земля не в смысле почвы под ногами или географической территории, а в смысле материи. Второй космос – это весь материальный мир.
«И сотворил בָּרָא Бог рыб תַּנִּין больших и всякую душу животных пресмыкающихся, которых произвела вода, по роду их, и всякую птицу пернатую по роду ее» (Быт.1:21). В пятый день Бог начинает создавать мир животных, рыб и птиц. Для этого в Шестодневе используются несколько терминов, но не «бара», за исключением творения «рыб больших». Чем же отличаются эти «рыбы» от всех остальных животных и птиц? Эти рыбы большие – это не рыбы, синодальный перевод тут плох. Речи идет о תַּנִּין танин – морское чудовище, морской зверь. Как мы уже с вами не раз разбирали, термин תַּנִּין и тем более в множественном числе, в библейском языке используется для обозначения падших, злых ангелов, а морская пучина – как место пребывания злых сил. Бог милостив, и даже для падших, предавших Его, и соответственно низвергнутых с небес ангелов, Бог творит особый космос, особый мир. Таким образом третий космос – это преисподняя, «место жительства» для отпавших и изгнанных с небес ангелов.
И наконец четвертый космос, который, как мы уже упоминали, намного больше всех остальных вместе взятых, который творит «бара» Бог – это человек.
Кроме творения космосов «бара», в Шестодневе используются и другие термины, которые идут в определенном порядке или даже иерархии и раскрывают парадоксальную закономерность: чем дальше, день за днем идет творение, тем это творение сложнее, ближе к Богу, и для этого творения нужно все более непосредственное личное участие Бога, а иногда и Великого совета Элохим – всех трех лиц Бога. Все эти многоуровневые Небеса с легионами ангелов, весь этот материальный мир в общем, вся преисподняя для своего возникновения требует лишь просто творения Богом. А вот для возникновения какого-то червячка, я не говорю даже о более развитых животных, нужно уже конкретное, личное, непосредственное участие Бога. И чем более сложное создание, тем больше в его возникновении должен участвовать лично Бог.
Одна из важнейших характеристик личности – это жизнь. Бог живой, и свое творение Бог создал живым. Библия знает семь видов, семь уровней жизни, соответственно по сложности этой жизни. (Камни и воду мы, по привычке, называем неживыми, но по Библии они имеют свою специфическую форму жизни). При чем каждая последующая форма жизни вмещает в себя свойства предыдущих.

  1. Жизнь материи как таковой.

  2. Жизнь границы между космосами.

  3. Жизнь конкретных материальных объектов (камни, вода и т.д.)

  4. Жизнь растений.

  5. Жизнь животных «душа живая».

  6. Жизнь человека «душа живая».

  7. Жизнь обоженого творения.

Так вот, поскольку жизнь – это характеристика личности, Бога, то автоматом или сама по себе она запустится не может. Ведь нередко возникает вопрос – а почему Бог разделяет творение на шесть дней, и делает это постепенно, ведь Он всемогущ и мог бы сотворить мир в один момент, по щелчку - «В начале сотворил Бог небо и землю» и хватит. Нет не хватит.
В творении космоса «бара», безусловно Богом уже заложены определенные потенции, возможности, чтобы этот космос стал живой. Но чтобы творение было живым, эту жизнь как черту божественной личности, Бог должен дать лично. А в личном автоматика и роботизация не работает, там нужно опять же личное вовлечение. Чтобы камень на вершине горы преобразовал свою потенциальную энергию в кинетическую, то есть покатился вниз, его нужно подтолкнуть. Творение не может стать живым само по себе, согласно только потенции, какому-то закону или формуле. К нему должна лично как-то прикоснуться эта жизнь.

  1. Жизнь материи как таковой.

«Земля же была безвидна и пуста, и тьма над бездною, и Дух Божий носился над водою. И сказал Бог: да будет свет. И стал свет. И увидел Бог свет, что он хорош, и отделил Бог свет от тьмы» (Быт.1:2-4).
Материальный космос еще не ожил, еще не обрел форм. Но в нем заложены потенции и Бог лично приказывает, Словом своим (от начала было Слово – Сын Бога Живого) разделяет эту безвидную, невидимую и безформенную пред-материю на два аспекта: на волновую «свет» и корпускулярную «тьма». И материя ожила, как цветок распустилась, приобрела видимость и форму. Обратим внимание: Бог оживотворяет свет, и он появляется. Но отдельно Бог не говорит, чтобы возникла тьма. Она возникает уже в процессе запущенной жизни, оживания материи. Этот уровень жизни мира, эта жизнь материи уже пошла. Дальше в процессе этой жизни идут создания всяких там протонов, электронов, фотонов, веществ, и т.д. Это уже живой организм, в который вмешиваться не нужно. Но, повторимся, запуск этой жизни возможен лишь при личном участии Бога.
Мы уже с вами не раз говорили, что в библейской картине мира личность носить основополагающий характер. Все сущее есть либо личности, либо результат их взаимодействия. И в каждом акте творения присутствует личностный аспект – жизнь.
Конечно же, тот факт, что материя даже на глубинном уровне имеет от Бога жизнь, совсем не означает что материя — это личность. Личность — это не только жизнь, но и многое другое. Анимизму тут не место. Однако раз творение получило хотя-бы одну черту от личности, в обязательном порядке требует еще одну личностную черту.
«И назвал Бог свет днем, а тьму ночью» (Быт.1:5).
Там, где есть хоть что-то живое, хоть на самом базовом живом уровне, это что-то должно иметь имя. Имя определяет характеристики именуемого и одновременно с этим позволяет это именуемое познавать (не всегда познать, но всегда познавать). Все что имеет жизнь, а значит и имя (или много имен) можно познавать личностям, в частности людям.
Итак, подведем промежуточный итог – творения этого мира от фотонов до человека суть живые и имеют имена. При чем оживление и именование творения делает лично Бог, в каждом конкретном случае, а не автоматом по программе роботизации.

  1. Жизнь границы между космосами.

Ну вот, материя космоса под именем «земля», «эрец» ожила и начала свою жизнь. Однако кроме «эрец», на тот момент уже был сотворен другой космос «небеса». И вот жизнь живет, развивается, но неизбежно в своем развитии она так или иначе может столкнутся с чем-то иным, другой вселенной. Для этого нужно соорудить границу, между космосами.
«И сказал Бог: да будет твердь посреди воды, и да отделяет она воду от воды. И создал Бог твердь, и отделил воду, которая под твердью, от воды, которая над твердью. И стало так. И назвал Бог твердь небом. И был вечер, и было утро: день второй» (Быт.1:6-8).
В описании творения, термин вода מָ֫יִם маим, имеет два смысла. С одной стороны, вода это одно из названий и одна из форм материи: «Дух Божий носился над водою». А с другой стороны небеса на иврите это שָׁמַ֫יִם шамаим, однокоренное с маим, вода. То есть отделить воду от воды это отделить космос материальный от космоса небесного.
Твердь - это не глухая стена, которая просто не пускает. Уже в древности толкователи ясно определяли эту границу – твердь небесную как нечто живое. В зависимости от состояния мира, эта твердь то призакрывается, то приоткрывается. Например, когда человек согрешил, эта граница призакрылась, а когда Авраам поверил Богу – приоткрылась. Еще больше твердь стала «прозрачной», когда в мир пришел Христос. Но это отдельная тема.

  1. Жизнь конкретных материальных объектов (камни, вода и т.д.)

«И сказал Бог: да соберется вода, которая под небом, в одно место, и да явится суша. И стало так. И назвал Бог сушу землею, а собрание вод назвал морями. И увидел Бог, что это хорошо» (Быт.1:9,10).
Тут мы сталкиваемся с третьей формой жизни материи или «неживой природы» как мы привыкли ее называть. Вещества, атомы, молекулы должны обрести осязаемую форму конкретных предметов. Бог Словом Своим запускает эту форму жизни и пред нами предстает мир «неживой» но при этом и живой материи. Формируется привычный нам мир предметов.

  1. Жизнь растений

«И сказал Бог: да произрастит земля зелень, траву, сеющую семя дерево плодовитое, приносящее по роду своему плод, в котором семя его на земле. И стало так. И произвела земля зелень, траву, сеющую семя по роду ее, и дерево, приносящее плод, в котором семя его по роду его. И увидел Бог, что [это] хорошо. И был вечер, и было утро: день третий» (Быт.1:11-13).
Наконец мы наблюдаем запуск четвертой формы жизни, последней формы жизни, которую можно запустить приказом. Бог запускает животворящую силу материи, и она порождает самостоятельный живой мир растений.

  1. Жизнь животных «душа живая»

«И сказал Бог: да будут светила на тверди небесной для отделения дня от ночи, и для знамений, и времен, и дней, и годов; и да будут они светильниками на тверди небесной, чтобы светить на землю. И стало так. И создал עָשָׂה Бог два светила великие: светило большее, для управления днем, и светило меньшее, для управления ночью, и звезды; и поставил их Бог на тверди небесной, чтобы светить на землю, и управлять днем и ночью, и отделять свет от тьмы. И увидел Бог, что [это] хорошо. И был вечер, и было утро: день четвертый» (Быт.1:14-19).
Творение четвертого дня особое. Тут Бог не просто приказывает материи ожить в той или иной форме, но Сам начинает делать עָשָׂה аса. Этот термин означает сделать что-то из чего-то уже существующего. Однако возникает вопрос. Чем небесные светила, очевидно материальные, отличаются от суши, морей, растений, для создания которых достаточно было дать приказ, и запустить потенциально заложенные жизненные процессы в материи? Ведь тут Бог Сам «закатывает рукава» и начинает делание. Тут мы видим новый этап в творении, и повышения уровня вовлечения лично Бога в этот процесс. Так зачем же было Богу «помогать» живой материи и лично включаться в создание светил?
Существуют очень интересные толкования событий четвертого дня. Для целей нашего рассказы мы лишь обратим внимание, что светила находятся на тверди небесной, на той живой перегородке, границе между космосами «небеса» и «земля». Кроме того, ведь Бог мог дать иные источники света и определения времени, не на тверди небесной. Но среди прочего светила дают какие-то знамения. Знамения чего?
Библейский язык однозначно определяет, что небесные светила это знаки, указывающие на мир небес, там где ангелы и престол Бога. Солнце – это знак Бога, а звезды – ангелов. Между землей и небесами перегородка, но в ней есть «дырочки», которые светятся, указывая нам на реальность небесную. К сожалению, с грехопадением повредилось все творение, в том числе и твердь со светилами, и мы уже не можем адекватно истолковать это, однако Библия дает нам некоторые толкования. Так Венера, утренняя звезда Иштар, - это знак Сатана. Плеяды – это заключенные в узы непослушные ангелы (ангелы-стражи из книги Еноха?), а созвездие Ориона – это образ темницы, куда эти ангелы посажены.
Так вот, поскольку светила это приграничные объекты, указывающие нам на иной космос, то туда уже жизнь космоса земного не распространяется и ограничена она твердью. Поэтому Бог Сам берется делать то, что самой живой материи уже не по силам.
«И сказал Бог: да произведет вода пресмыкающихся, душу живую; и птицы да полетят над землею, по тверди небесной. И сотворил Бог рыб больших и всякую душу животных пресмыкающихся, которых произвела вода, по роду их, и всякую птицу пернатую по роду ее. И увидел Бог, что [это] хорошо. И благословил их Бог, говоря: плодитесь и размножайтесь, и наполняйте воды в морях, и птицы да размножаются на земле. И был вечер, и было утро: день пятый» (Быт.1:20-23).
«И сказал Бог: да произведет земля душу живую по роду ее, скотов, и гадов, и зверей земных по роду их. И стало так. И создал Бог зверей земных по роду их, и скот по роду его, и всех гадов земных по роду их. И увидел Бог, что [это] хорошо» (Быт.1:24,25).
О рыбах больших мы уже писали, а в остальном мы тут опять, как и в четвертый день, наблюдаем двухфазное создание. Материя, вода и земля, как и обычно по приказу, производят всяких тварей, и одновременно им «помогает» Бог своим деланием (здесь термин бара несет двойной смысл – творение космоса преисподней и собственно животных). Тут уже долго объяснения искать не надо. Твари пятого и шестого дня живы особой жизнью. Это жизнь радикально выше жизни материи и растений и называется эта форма жизни душа или «душа живая». Этот уровень жизни уже намного ближе к жизни Бога чем предыдущие и соответственно создание таких тварей с душами подразумевает более непосредственное участие Бога.
Термин душа, נָ֫פֶשׁ нефеш, имеет двойной смысл. С одной стороны, происхождение этого слова восходит к дыханию. То есть душу живую имеет, то есть живое то что дышит, а с другой в самой Библии термин душа связан с кровообращением. Живая душа это то что имеет кровообращение. Эту тему мы еще разберем отдельно.

  1. Жизнь человека «душа живая»

«И сотворил בָּרָא Бог человека по образу Своему, по образу Божию сотворил его; мужчину и женщину сотворил их» (Быт.1:26,27).
«И слепил יָצַר Господь Бог человека из праха почвы, и вдунул в ноздри его дыхание נְשָׁמָה жизни, и стал человек душею живою» (Быт.2:7).
Бог созывает Троичный Совет и решает создать человека. В случае сотворения тела человека, а также особых животных, которых Бог и человек создают специально для рая, используется слово יָצַר яца, лепить (как гончар). Тут уровень вовлеченности Бога в творение человека и его условий жизни сильно вырастает. Мы почти можем представить, как Бог руками лепит человека и животных. Также Бог максимально вовлечённо лично насаждает נָטַע ната сад-Рай, и выращивает צָמַח цама деревья рая. А создание женщины вообще происходит удивительным образом. Бог собирает Троичный Совет, зовет на него Адама и вместе они решают, что нужно и как нужно «бана» בָּנָה выстроить женщину.
То есть если космосы, целые континенты и царства животных Бог создает щелчком, приказом, отвлеченным деланием, то с человеком Бог возится максимально долго и вовлеченно, вкладывая в человека часть Себя.
В отличии от двухфазного создания животных – тело плюс «душа живая», человек творится особым образом – трехфазным. Тело, Дух Бога, душа живая. Его жизнь безконечно выше по статусу чем душа живая животных. Если душа животных дается через делание Богом, то есть отдельно от Него – вот Бог, а вот отдельно животное, - то жизнь человека запускается «в ноздри» Дыханием נְשָׁמָה нешама или Духом Бога ר֫וּח руах (רוּחִ֤י Иез.37:3-6,14).
Особость человеческой жизни состоит в том, что у животных она от Бога, создана Богом, но не жизнь Бога, а у человека что она не просто от Бога, но это жизнь как у Бога и жизнь Бога. Как Бог жив, так и человек жив. Человек таким образом «дух от духа Бога». Так и задумывалось изначально – человек создан по образу и подобию Бога.
Но нужно понимать условность такого разделения, ибо термины многозначны и непросто их истолковывать. Кроме того, разделяя человека на составные мы должны помнить, что человек — это личность целостная, неразделимая или временно разделимая, но целостность всегда приоритет.
Мы уже не раз указывали на то что библейскому мировоззрению и языку не свойственно разделять личности на составные или начала и выжимать из них абстрактные смыслы. Такой подход приводит к ограничению и примитивизации личности. Библейская смысл скользит, подсвечивает с разных сторон, но не пытается схватить, зафиксировать и смоделировать частности.
«И совершил Бог к седьмому дню дела Свои, которые Он делал, и почил в день седьмый от всех дел Своих, которые делал» (Быт.2:2).
И вот творение вроде закончилось. Созданы мир, растения, животные, светила, Адам, рай, женщина. Но остается какое-то ощущение незавершенности. Бог уходит в покой седьмого дня. Но этот покой, эта суббота какая-то недосказанная. Это покой не вечный, а как-бы временный. Бог как будто чего-то ждет.
Когда мы читаем Шестоднев, то обратим внимание что Бог не только дает жизнь космосу «земля-эрец» по дням, но и видит это, и говорит, что это хорошо: «И увидел Бог, что это хорошо», а значит и завершено. Однако в первый день и о творении человека Бог не говорит, что это хорошо, и значит завершено. Почему?
Да потому что первый день — это творение «бара» пока что чистой, не ожившей, не реализованной потенции. Еще нечего видеть, еще нет света, еще ничего конкретного нет. Творение человека - это сотворение «бара» целого космоса-человека. Это также пока еще лишь образ Бога, потенция которую человек должен реализовать. Но потенция первого дня реализовалась в возникновении живого мира. Но что же должен реализовать человек?
В отличии от вселенной «эрец» – которая живая, но не личностная, вселенная человек — это полная личность, подобная личности Бога. И просто быть живой, душой живой, чтобы это было хорошо и исполнено, чего было достаточно для других созданий, для человека недостаточно. Это совсем другое измерение. А что же должен делать человек и как он должен реализоваться, чтобы это было хорошо?
Ответ на это нужно искать в Божьем замысле, зачем Бог сотворил космос «земля», зачем Он сотворил причастного земле, но такого отличного от нее человека, какое у него задачи?


  1. Жизнь обоженого творения

Этот вопрос задавали и задают поколения думающих людей. И ответ на него прост - по любви. Базовая характеристика Божества – это любовь. А любовь – это всегда любовь к иному. Поэтому Бог всегда множит иных. Бог родит Сына. Из Бога исходит Св. Дух. Бог творит космосы и населяет их личностями. И всех их Бог любит.
Таким образом, для реализации Любви нужно, чтобы кроме самого Бога было множество богоподобных существ в радости. И соответственно человека как Свое подобие, как Своих детей.
Однако, сотворенный в Божьей любви человек, поскольку он подобен Богу, должен и делать что-то подобное тому, что делает Бог. Поэтому пред человеком Творцом поставлены задания.
Бог творил человека как бы с двух сторон – со стороны материального мира, то есть лепил из праха почвенного, и со стороны Бога, через Дух Божий. Человеческий космос - это место встречи, место контакта, переходный процесс между Богом и творением. Таким образом человек решает две задачи:
Со стороны творения управлять и владеть материальным миром: «плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю, и обладайте ею, и владычествуйте над рыбами морскими и над птицами небесными, и над всяким животным, пресмыкающимся по земле» (Быт.1:28); наслаждаться жизнью этим миром в Эдеме (Эдем עֵ֫דֶן – значит страна наслаждения): «И насадил Господь Бог рай в Едеме на востоке, и поместил там человека, которого создал» (Быт.2:8).
Со стороны Творца как портал, через который Бог станет причастным этому миру, а мир Богу. О чем это?
«дабы вы через них соделались причастниками Божеского естества (природы, φύσις)» (2Пт.1:4), - то есть человек должен обожиться. А поскольку человек вмещает в себе черты всех уровней жизни творения, то обожиться должен весь мир: «Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного» (Ин 3:16). Речь тут идет о воплощении Бога - Христа.
Мы привыкли на бытовом уровне считать, что Христос пришел спасти нас от греха и смерти. И поэтому мы называет Его Спасителем. Это так, но не только. Символ веры прямо говорит, что Христос воплотился для спасения, но и больше чем для спасения, «нас ради и ради нашего спасения». То есть Воплощение и Воскресение - это не только путь к состоянию до грехопадения, но свершение нового этапа творения, которого еще не было в раю.  Когда человек и мир обожатся, то таким образом будут сотворены Новые Небеса и Земля намного лучше, чем был рай у Адама. Это и есть седьмая обоженная форма жизни.
Итак, завершение творения мира - это его обожение через человека. Бог должен стать человеком, чтобы человек, а за ним и мир обожились. Иначе никак.
Вы можете спросить – но человек уже создан по образу и подобию Бога. Зачем еще какое-то обожение? Обожение возможно только прямым участием Бога. Как Бог лично участвовал в творении, так происходит и обожение. Однако, как мы уже узнали, в отличии от всяких видов творения, где Бог и творение различны: вот Творец, а вот его творения, - при творении человека Бог и творение соприкасаются. Личность имеет базовые характеристики: свобода, творчество, любовь. Проблема в том, что эти характеристики нельзя так просто сотворить. Их нельзя сделать, им нельзя приказать появиться. Божественные характеристики можно лишь пере-дать самим Богом, через Воплощение Бога. То есть воплощение Христа-Бога — это дар. Но дар на то и дар, что кроме дарителя нужен еще и свободный приниматель дара. Можно принять, а можно и отвергнуть, при чем этот приниматель должен быть соответствующим этому дару; сопричастие природ Бога и человека возможно только по взаимной люби и свободе принятия. Внесение божественных личностных черт в мир, может быть воспринято только личностью.
Поэтому задача человека и состоит в личном принятии воплощения, очеловечивания Бога. Но личность и ее характеристики нельзя сделать или навязать. Бог, творя космос человека «по образу и подобию», (как и в первый день, творя космос-землю), лишь закладывает божественные личностные потенции. И задача человека свободно в творчестве и любви реализовать и развить в себе личность. И когда развитие личности достигнет необходимого уровня, Бог сможет вочеловечиться, а человек принять это обожение.
Как это развитие личности должно происходить?  В Библии написано как.
Бог создает для человека участок земли, рай в стране Эдем. Как знак и напоминание про цель человеческого развития, Бог насаждает в раю Древо жизни, знак указывающий на будущее очеловечивание Христа-Бога и обожение человека со всем творением. Адам ведь живой и еще безсмертный. Но Древо это - древо иной, особой божественной жизни, которая наступит после обожения.
Рай – это образец, который человек творчески в свободе и любви должен расширять на все пределы земли и потом заселять их («плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю»). Но уже есть зло. Дьявол уже отпал. Поэтому среди прочего, задание Адама – хранить рай от посягательств Сатана: «И взял Господь Бог человека, и поселил его в саду Едемском, чтобы возделывать его и хранить его» (Быт.2:15).
Более того, Бог дает человеку уроки любви, творчества и свободы.
Урок творчества – Адам вместе с Богом творят особых райских животных. Бог их лепит из праха почвенного, а Адам им дает имена.
Урок любви – Адам ищет себе подобного, и совместно с Троичным советом (а Троица и есть воплощение Любви), дает часть себя на созидание женщины. Увидев женщину, Адам узрел и признал в ней образ Бога, такой же как у него самого. А это и есть любовь.
Урок свободы – Бог показывает Адаму, что свобода – это не произвол; что есть зло, которого нужно избегать. И что спешить принимать воплощение, пока личность не разовьется до необходимого уровня нельзя, ведь можно попасть в беду. Для этого Бог дает Адаму запрещающий знак – древо познания хорошего и лукавого и заповедь не есть с него плода.
Вот мир сотворен, человек с личностным потенциалом сотворен, человеку необходимый вектор развития и навыки по его достижению преподнесены. Бог прекращает действовать и идет ожидать в субботний покой, пока человек будет действовать и расти. Теперь слово за Адамом.

Грехопадение и новые условия жизни
Если бы Адам исполнил заповеди, не повелся на искушения Сатана, и развивал мир в свободе, творчестве и любви, то наступил бы момент, когда он бы дорос до принятия обожения. И тогда Бог вышел бы из субботнего покоя и триумфально вочеловечится обоживая мир. Но все пошло не так:
«Змей был хитрее всех зверей земных, которых создал Господь Бог. И сказал змей жене: подлинно ли сказал Бог: не ешьте ни от какого дерева в раю? И сказала жена змею: плоды с дерев мы можем есть, только плодов дерева, которое среди рая, сказал Бог, не ешьте их и не прикасайтесь к ним, чтобы вам не умереть. И сказал змей жене: нет, не умрете, но знает Бог, что в день, в который вы вкусите их, откроются глаза ваши, и вы будете, как боги, знающие добро и зло. И увидела жена, что дерево хорошо для пищи, и что оно приятно для глаз и вожделенно, потому что дает знание; и взяла плодов его и ела; и дала также мужу своему, и он ел» (Быт.3:1-6).
Сразу напомним, что все заповеди и навыки Бог дал лично Адаму еще до созидания женщины. Женщину должен был всему научить Адам. Видно, что чему-то он ее таки учил, но научил ее плохо. Это как-то прознал дьявол и пошел искушать именно женщину.
Женщина делает три ошибки. Первая, что начинает разговор с дьяволом. Вторая – она начинает говорить со змеем о самом главном и жизненно важном для мира и человека – о заповедях Бога. Третья – она говорит заповеди Бога с ошибками, не так как это было заповедано Адаму. Если бы ее верно научил Адам, она должна была бы прийти к нему и сказать - Адик, вот ко мне подкатывает какая-то змеюка. А Адам должен был прийти, натянуть змею глаз на жопу и выбросить его из Рая. Но Адам не доделал свою работу до конца. И женщина соблазняется.
Это плохо, но это еще не катастрофа. Увидев, что женщина соблазнилась, и предложила войти во грех Адаму, Адам мог применить свою патриархальную власть – с подлого змея содрать шкуру, изготовить с нее ремень и отхлестать им непослушную женщину. Так и грех был бы пресечен, и женщина более зауважала Адама и не лезла к нему с глупостями. Но Адам оказывается подкаблучником, он так и не успел или не захотел вырасти до мужа, и ведется на предложение женщины и преступает Божью заповедь отведав плод.
Это ужасно, но Бог милостив. Увидев что-то неладное Бог простирает руку помощи первым людям:
«И воззвал Господь Бог к Адаму и сказал ему: где ты? Он сказал: голос Твой я услышал в раю, и убоялся, потому что я наг, и скрылся. И сказал: кто сказал тебе, что ты наг? не ел ли ты от дерева, с которого Я запретил тебе есть? Адам сказал: жена, которую Ты мне дал, она дала мне от дерева, и я ел. И сказал Господь Бог жене: что ты это сделала? Жена сказала: змей обольстил меня, и я ела» (Быт.3:9-13).
Бог напоминает о заповеди и говорит, что люди ее нарушили. Ну представим себе ребенка, который нашкодил, к нему родитель подходит и говорит, что тот непослушный и сделал глупость. Обычный ребенок мог бы сказать – прости меня, я больше не буду. Этого покаяния было бы достаточно для прощения. Но Адам ведет себя не как ребенок, а как наглеющий подросток. Он не хочет каяться, и пытается идти в наступление против Бога, обвиняя Его во всех бедах. Жена ведет себя не лучше – перекидывает вину на змея.
Все. Грех зашел так далеко, что человек уже не может жить как прежде. И Богу приходится принимать меры:
«И сказал Господь Бог змею: за то, что ты сделал это, проклят ты пред всеми скотами и пред всеми зверями полевыми; ты будешь ходить на чреве твоем, и будешь есть прах во все дни жизни твоей; и вражду положу между тобою и между женою, и между семенем твоим и между семенем ее; оно будет поражать тебя в голову, а ты будешь жалить его в пяту. Жене сказал: умножая умножу скорбь твою в беременности твоей; в болезни будешь рождать детей; и к мужу твоему влечение твое, и он будет господствовать над тобою. Адаму же сказал: за то, что ты послушал голоса жены твоей и ел от дерева, о котором Я заповедал тебе, сказав: не ешь от него, проклята земля за тебя; со скорбью будешь питаться от нее во все дни жизни твоей; терния и волчцы произрастит она тебе; и будешь питаться полевою травою; в поте лица твоего будешь есть хлеб, доколе не возвратишься в землю, из которой ты взят, ибо прах ты и в прах возвратишься» (Быт.3:14-20)
Райской жизни пришел конец, начинается новая жизнь с тяжким трудом, страданиями и смертью. Человек уже не может жить в раю – его изгоняют из рая и закрывают путь Древа жизни. Обожение сильно отдаляется, но не отменяется. Если человек будет достойно жить в новых нелегких условиях и исполнять новые заповеди, то когда-то из семени жены придет Спаситель, который победит зло и совершит обожение. Но этот Спаситель придет уже не триумфально, а прежде претерпит все страдания и смерть, как и все люди. Еще перед началом всякого творения Великий Совет Элохим рассматривал такой вариант развития событий, и Сын Бога дал согласие все это претерпеть ради людей: «Агнец, закланный от создания мира» (Отк.13:8).
Это подействовало. Адам и Ева покаялись, приняли новые условия жизни и заповеди и начали с надеждой ожидать Спасения. А ведь это был последний рубеж обороны. Если бы люди не приняли и этого, тогда людей ждет вечная погибель, а мир уничтожение. Так первенец Адама и Евы – Каин оказался от этих заповедей, стал богоборцем и сатанистом, основал отвратительную цивилизацию, которую Бог вынужден был уничтожить в Потопе. Но на ряду с каинами всегда есть люди который верны Богу и ради них Бог и мир пощадил, и Сам пришел его спасать.
Так что люди еще легко отделались и хоть путь к божественности усложнился и удлинился, но не отменился. Идя по этому пути, люди начинают жить во времени и творить историю, в которой и мы с вами живем, и которая, вероятно, постепенно подходит к своему концу. В определенный момент «когда пришла полнота времени, Бог послал Сына Своего (Единородного), Который родился от жены» (Гал.4:4). Теперь мы ожидаем Его Второго и окончательного пришествия.
Итак, мы рассмотрели общий бэкграунд библейской антропологии и в дальнейшем будем рассматривать отдельные аспекты человека более подробно.

***
Сделаем тут отступление и спросим себя – а почему мир создан именно таким, с его атомами, квантами, веществами, предметами, клетками, растениями, птицами, гадами, животными и человеком?
Мы писали, что каждый последующий уровень жизни вплоть до божественной вмещает в себя предыдущие. Но жизнь – это характеристика Бога. Значит все творение от человека до атома это определенное подобие Бога.
Посмотрим на себя, свое тело в зеркале. Голова, лицо, туловище, руки, ноги. Но именно подобным такому виду Бог являлся пред глазами человеку. И будь то явление Аврааму при Мамре, где Бог явился в виде человекоподобного ангела, будь то явление Моисею где Бог описывается антропоморфными терминами, и знаменитое видение Яхве Иезекиилю: «над подобием престола было как бы подобие человека вверху на нем. И видел я как бы пылающий металл, как бы вид огня внутри него вокруг; от вида чресл (поясница, бедра) его и выше и от вида чресл его и ниже я видел как бы некий огонь, и сияние было вокруг него» (Иез.1:26,27).
То есть не нужно бояться говорить о Боге используя антропоморфные понятия, ведь таков язык Библии. Это не мы наделяем Бога подобием творению, это Бог творил творение по Своему подобию. И в нашей личности, и в нашем теле, и в животных, и в материи есть что-то подобное тому, что есть в Боге, просто в человеке это подобие Богу может быть реализовано максимально полно, насколько это возможно для твари.
Tags: Антропология
Subscribe

  • (no subject)

    В третьем квартале 2021 года средняя стоимость газа, который качается по стоившему 9 млрд долларов трубопроводу "Сила Сибири", составил 0,9…

  • (no subject)

    Щодо вангування, то певно єдиний адекватний передбачувач подій на Україн був мольфар Нечай. За рік-два до смерті в 2011 році він дав три конкретні…

  • (no subject)

    Вот вспомнил свое еще одно, в общем банальное, вангование.

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 10 comments

  • (no subject)

    В третьем квартале 2021 года средняя стоимость газа, который качается по стоившему 9 млрд долларов трубопроводу "Сила Сибири", составил 0,9…

  • (no subject)

    Щодо вангування, то певно єдиний адекватний передбачувач подій на Україн був мольфар Нечай. За рік-два до смерті в 2011 році він дав три конкретні…

  • (no subject)

    Вот вспомнил свое еще одно, в общем банальное, вангование.