kondratio (kondratio) wrote,
kondratio
kondratio

Category:

История развития Церкви и личности

Одна из самых интересных тем в Библии - это изучить траекторию развития человека для принятия Мессии, а после Воскресения процесс усвоения этого события. Мы немало говорили о развитии каинских, то есть сатанинских цивилизаций. Однако история Церкви также имеет свое развитие как на уровне общности верных Богу людей – Церкви, так и на уровне отдельной человеческой личности.

Как развивается Церковь?
Этот процесс Библия разделяет на этапы, связанные с тем или иным заветом – договором об отношении Церкви и Бога. Я выделяю семь таких этапов-заветов:
Завет с Адамом.
Завет с Ноем.
Завет с Авраамом, Исааком, Яковом.
Завет с Моисеем и народом Израилевым.
Обновление завета с Иисусом Навином
Обновление завета с царем Иосией
Новый завет.
                                                                                                                                                         
Развитие же истории Церкви во время того или иного этапа всегда идет по сходному сценарию в виде своего рода религиозных циклов. Каждый цикл имеет общую структуру:

  1. Религиозные энтузиасты и энтузиазм. Тут проходит освящение, выделение чего-то особо Богу посвящаемого.

  2. Триумф, успех. Разрастание и количественно и качественно.

  3. Надлом - предел развития этого этапа.

  4. Апостасия. Деградация, отпадение.

  5. Остаток, верных которые станут началом нового этапа. Они аккумулируют в себе все достижения предыдущего.

Первый цикл — это период от изгнания человека из Рая до Потопа.

  1. Покаяние Адама и Евы, принятие ими новых условий жизни в мире от Бога и ожидание спасения в надежде.

  2. Верность Авеля.

  3. Отказ от этого завета Каина, убийство Авеля и раскол человечества на Церковь Божию и сатанинскую цивилизацию.

  4. Вхождение большей части верных Богу людей в цивилизацию нефилим.

  5. Семья Ноя.

Второй цикл — это от завета с Ноем до разгона Вавилонского столпотворения.

  1. Призвание Ноя и строительство Ковчега.

  2. Завет с Ноем и его потомством.

  3. Пьянство Ноя и грех Хама.

  4. Строительство Вавилонской башни.

  5. Род Фалека, из этого рода выйдет Аврам.

Третий цикл - период от призвания Аврама до переселения в Египет.

  1. Призвание Аврама. Выход его за Ефрат.

  2. Заключение завета и жертвоприношение Исаака.

  3. Конфликт с Исавом, патриархальная несостоятельность Якова, убийство племени Еммора, принявшего завет с Яхве.

  4. Деградация семьи, продажа Иосифа, переселение в Египет.

  5. Верные люди, помнящие завет. Из них выйдут Моисей и его сподвижники.

Четвертый цикл - это от призвания Моисея до кризиса при Навине.

  1. Призвание Моисея и вывод из Египта.

  2. Заключение завета в пустыне возле горы. Захват Палестины.

  3. Столкновение с другими народами, внутренние неурядицы.

  4. Прямо мы не знаем, что там происходило и насколько далеко все зашло, но из контекста выплывает, что началось уклонение израильтян в язычество.

  5. Меры были приняты вовремя и, похоже, все израильтяне обновили завет с Богом.

Пятый цикл — это от обновления завета Иисусом Навиным до осады Иерусалима ассирийцами.

  1. Обновление завета Иисусом Навиным.

  2. Царство Давида и Соломона, строительство Первого храма.

  3. Грехи Давида и Соломона. Распад государства.

  4. Язычество и ересь Северного царства. Ликвидация Северного царства.

  5. Южное царство на гране гибели, но устояло благодаря покаянию.

Шестой цикл – это от обновления завета царем Иосией до Вавилонского плена.

  1. Иосия решает отремонтировать Храм. И находит там свиток Закона. Закон читают и все каются.

  2. Торжественное обновление завета и возвращение к его исполнению. Разрушение языческих капищ. Празднование Пасхи.

  3. Возвращение идолопоклонства при сыне Иосии.

  4. Быстрая религиозная деградация Иудеи. Вавилонский плен.

  5. Вышедшие из Вавилона и возвратившиеся в Иудею евреи после разрешения персидского царя.

Седьмой цикл - христианство, от Первого пришествия Христа до Второго пришествия Христа.

  1. Пришествие Христа. Его земной путь. Основание христианской церкви.

  2. Проповедь Евангелия по всему миру.

  3. Столкновение с вторым Вавилоном и Зверем. Убийство последних пророков, раскол на верных и на клейменных поклонников зверя.

  4. Поклонение Зверю, последние гонения, семь последних казней.

  5. Остаток не принявший клейма Зверя. Тысячелетнее царство. Второе пришествие.

Нас не должно смущать, что все так кончается. Мы знаем, чем эти циклы прогрессивно меняются относительно предыдущих в контексте устройства Церкви, количества верных и развития религии. Остаток после каждого цикла получается все больше и все лучше. Возможны и другие варианты периодизации, но это не существенно – главное, что эти этапы показывают общий вектор, направление развития Церкви: Церковь растет количественно и усложняется качественно. Сначала как семья Адама, потом семья Ноя, потом уже племя Авраама, Исаака и Якова, потом уже целый народ и государство Израиля, и наконец христианская церковь глобальных масштабов. Сначала как примитивные семейные культы, потом уже как развитая национальная религия и наконец, как сложнейшая глобальная сетевая всепроникающая общность.

Как развивается личность?
А что происходит с личной религией, то есть связью с Богом, отдельной личности? Изучая Писание, мы можем наблюдать прогресс, духовное развитие человека.
Мы уже писали, что человек создан Богом подобным Себе исключительно как потенция. Стать подобным Богу можно только лично реализовав эту потенцию. Но в самом начале этого роста и реализации богоподобия, человек оступился и согрешил. Грех сделал невозможным эту реализацию, в частности через смерть, которая ограничивает период этой реализации человека во времени, и исправить положение мог только Христос вочеловеченный.
Но даже для принятия Спасителя, человеку нужно расти и взращивать в себе богоподобие.
Ограниченный тяжёлым трудом и смертью, человек должен дорасти до принятия Спасителя. Ещё Ева, надеялась, что Христос вот-вот придет. Но это было ещё слишком рано. Должны были пройти тысячелетия духовного роста. Бог дал человеку необходимые для этого средства от вражды с Сатаном до Откровения. И Бог ждал.
Адаму и Еве было это дано лишь самым общим намеком: «и вражду положу между тобою и между женою, и между семенем твоим, и между семенем ее; оно будет поражать тебя в голову, а ты будешь жалить его в пяту» (Быт.3:15)
Потом Аврааму это было раскрыто конкретнее: «Я произведу от тебя великий народ, и благословлю тебя, и возвеличу имя твое, и будешь ты в благословение; Я благословлю благословляющих тебя, и злословящих тебя прокляну; и благословятся в тебе все племена земные» (Быт.12:2,3) Через грех человек и вся земля прокляты. Благословение – это снятие проклятия. То есть среди потомства Авраама будет Тот, кто победит проклятие, смерть и грех.
Иов знает о Спасителе еще более конкретно: «А я знаю, Искупитель мой жив, и Он в последний день восставит из праха распадающуюся кожу мою сию, и я во плоти моей узрю Бога. Я узрю Его сам; мои глаза, не глаза другого, увидят Его» (Иов.19:25-27).
Иаков точно знает, что среди потомков его сына – Иуды будет Мессия: «Не отойдет скипетр от Иуды и законодатель от чресл его, доколе не приидет Примиритель, и Ему покорность народов» (Быт.49:10).
Давид знает, что Мессия придет из его рода, более того в псалмах есть множество пророчеств о Христе: от того что Он – Сын Бога: «Я помазал Царя Моего над Сионом, святою горою Моею; возвещу определение: Господь сказал Мне: Ты Сын Мой; Я ныне родил Тебя; проси у Меня, и дам народы в наследие Тебе и пределы земли во владение Тебе» (Пс.2:6-8), до способа казни: «Боже мой! Боже мой! для чего Ты оставил меня?... Я пролился, как вода; все кости мои рассыпались; сердце мое сделалось, как воск, растаяло посреди внутренности моей. Сила моя иссохла, как черепок; язык мой прильнул к гортани моей, и Ты свел меня к персти смертной. Ибо псы окружили меня, скопище злых обступило меня, пронзили руки мои и ноги мои. Можно было бы перечесть все кости мои; а они смотрят и делают из меня зрелище; делят ризы мои между собою и об одежде моей бросают жребий» (Пс.21:15-19).
Но особо много о Мессии говорят пророки. У Исайи этому посвящены целые страницы. Даниил предвещает точную дату убийства Христа. Как видим, с ростом и развитием Церкви и верных людей – Бог все больше им сообщает о Христе.
Наконец Иоанн Предтеча открыто проповедует скорый приход Мессии, сам узнает Его, крестит и объявляет Его пришествие. Из всех людей до Христа больше всего о Христе было дано познать Иоанну. А вот что об этом говорит Сам Христос: «Истинно говорю вам: из рожденных женами не восставал больший Иоанна Крестителя; но меньший в Царстве Небесном больше его» (Матф.11:11). То есть видим прямую связь духовного роста человека и раскрытия ему знаний о Мессии. Многовековой религиозное развитие Церкви и ее верных достигло своей вершины в Иоанне – и таким образом Церковь смогла принять Христа. Но вочеловечение Христа дало невообразимо большие возможности для роста верных людей. И наименьший во Христе больше наибольшего до Христа.
Приход Христа в мир произошел в истории и во времени. В какой-то момент наступила необходимая полнота, когда человек смог бы принять Спасителя.

О сути этого процесса духовного роста нам говорит апостол Павел: «Еще скажу: наследник, доколе в детстве, ничем не отличается от раба, хотя и господин всего: он подчинен попечителям и домоправителям до срока, отцом назначенного. Так и мы, доколе были в детстве, были порабощены вещественным началам мира; но когда пришла полнота времени, Бог послал Сына Своего (Единородного), Который родился от жены, подчинился закону, чтобы искупить подзаконных, дабы нам получить усыновление. А как вы — сыны, то Бог послал в сердца ваши Духа Сына Своего, вопиющего: «Авва, Отче!» Посему ты уже не раб, но сын; а если сын, то и наследник Божий через Иисуса Христа» (Гал 4:1-7).
То есть видим процесс сближения Бога и человека от рабства к сыновству и духоносности и процесс обожения человека, реализации божественного потенциала личности, что наиболее ярко проявляется в переходе от управления жизнью человека материей к ведению духом, сверхматериальным.
По мере взросления материальное отходит и духовное приходит в человеке. В какой-то момент это позволило Богу воплотиться и быть принятым людьми, а это приятие открыло путь дальнейшему развитию человека уже веденого Духом посланным Христом.
Это ответ тем, кто говорит мол раньше в древности христианство было настоящим духовным, а теперь… Вера в золотой век прошлого, когда все было лучше и был порядок – это чисто языческое представление об истории. Библия говорит иное – даже Рай до грехопадения – это лишь маленькая тень того, чем человек должен стать и куда ему нужно развиваться, чтобы он смог принять богочеловечество Христа. Библия говорит, что даже в падшем состоянии человек должен непрестанно расти и в чем-то, в некоторых аспектах, даже достигать уровня Яхве! – «Итак будьте совершенны, как совершен Отец ваш Небесный» (Матф.5:48).
Библейский смысл истории для Церкви – это, не смотря на все трудности и развороты, религиозный прогресс. Сначала – это прогресс и рост для возможности приятия Жертвы Христовой, а потом – это также непрестанный личностный рост для усвоения и максимальной реализации тех возможностей, которые эта Жертва дает человеку.
Личность развивается – растут интеллект, знания, религиозный опыт, сознание и самосознание. В Апокалипсисе говорится, что чем ближе к Последним временам, тем тяжелее будут испытания. Но хоть и не все, но все равно немало христиан смогут выдержать эти испытания. Адам и Ева были просты как дети и повелись на примитивную разводку дьявола. Сейчас же христианину противостоит сложнейшая сатанинская Матрица, симулирующая реальность, а в будущем она будет еще сильнее. Но христиане сегодня противостоят и в будущем смогут противостоять этому. Так что религиозный, церковный и личностный, прогресс на лицо.

Этот общий вектор проявился в развитии целого ряда аспектов человека и его отношений с Богом. Происходят существенные изменения религии, то есть личных отношений человека и Бога на разных уровнях.

А. Видим четкий процесс перехода от четких, материалистических, антропоморфных, видимых образов Бога к чему-то почти неосязаемому и неясному.
Сначала Бог видится прямо и четко. Адаму Он является очень натурально - Бог ходит «в раю во время прохлады дня».  До Авраама у людей даже сомнений не было, что они видят или слышат Бога: ни Адам, ни Каин, ни Ной не сомневаются в увиденном или услышанном.
Потом представление Бога пред человеком начинает постепенно терять свою четкость и однозначность: Бог предстает либо как ангел, либо как человек и возникают сомнения. Яков или Гедеон уже спрашивают кто ты, как твое имя? Потом вообще, Бог начинает представать пред людьми как материальные стихии: огонь, дым, облако, ветер. Потом «реалистичность» вообще постепенно отходит: Моисей уже видит Бога в каких-то то ли реальных то ли нереальных видениях. Потом Бог появляется нередко лишь как голос (Самуил путает глас Бога с гласом священника Илия). Потом уже как полностью сюрреалистические видения (у Иезекииля, Даниила, Исайи). Наконец, в новозаветные времена, видения земные, когда человек что-то видит тут в этом мире, заменяются восхищением визионера на Небеса (Иоанн, Павел) где они начинают терять не просто чувство реальности видимого, но и чувство реальности самих себя.
Таким образом со временем пред человеком Бог предстает все более как непознаваемый, неосязаемый, далёкий, непредставимый.

Б. Бог предстает во все более непонятных формах говоря о Своей непознаванности и безконечности, а с другой стороны Бог все больше возрастает внутри человека, то есть становится все ближе к человеку, а сам человек все более обоживается. Сначала Бог только иногда являлся. Потом Бог уже постоянно присутствует как Шехина в Храме. Потом Бог приходит как человек и живёт среди людей. Потом наконец Бог навсегда поселяется в сердце каждого верующего.
Христос говорит, что чем меньше человек видит Бога и чем больше верует не видев, тем лучше. Ведь если человек не видев уверовал – то это уже дар Св.Духа, значит человек уже с Духом в сердце, уже обоживается.
Дальнейшее христианство идёт по пути минимизации чудес и знамений, переводя общение с Богом в сердце. И чем больше Бога в сердце, тем более реализовывает человек свое богоподобие.

В. Отношения Бога и человека стают не только все ближе, но и все интимнее. Сначала это жертвоприношения. Потом все большую роль играют сложные ритуалы. Потом молитва - сначала публичная, а потом личная, интимная (Давид). В Новом завете уже заповедь «всегда молитесь». Все сильнее растет чувство присутствия Бога.

Г. Человек Бога все мутнее видит, но одновременно все больше о Нем знает.

Д. Бог все больше человеку доверяет. Сначала человек пассивный наблюдатель, так Аврааму предписывалось лишь держаться единого Бога. Потом человек лишь просто реагирует, потом активно работает, выстраивая религиозный центр - Израиль. И наконец начинает распространять Евангелия по всему миру. Раньше человек был раб или на крайняк сын (что по тем временам почти одно и тоже), а в Новом завете человек уже друг Бога.

Растет и нравственный уровень человека: «Они сказали: Моисей позволил писать разводное письмо и разводиться. Иисус сказал им в ответ: по жестокосердию вашему он написал вам сию заповедь. В начале же создания, Бог мужчину и женщину сотворил их. Посему оставит человек отца своего и мать и прилепится к жене своей, и будут два одною плотью; так что они уже не двое, но одна плоть. Итак, что Бог сочетал, того человек да не разлучает» (Мар 10:4-9).
То есть общий вектор развития Церкви в аспекте количества идёт в сторону увеличения и расширения масштабов, а в аспекте качества идёт в реализации личности своих божественных потенциалов: освобождения от власти материи и греха, развития свободной сверхматериальной личности, сближения с Богом и как сумма всего этого – обожение.
Tags: Антропология
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments