Потомственный советский «интеллектуал» и декан факультета мировой экономики и мировой политики НИУ ВШЭ Сергей Караганов в интервью журналу Spiegel 9 июля рассказал, как Ресурсная Федерация будет бороться с НАТО (точнее, с США). В статье под переможным названием Russian Foreign Policy: «We Are Smarter, Stronger and More Determined» российский политолог пригрозил Вашингтону полноценной войной.
Сухая выжимка из слов почетного председателя президиума Совета по внешней и оборонной политике РФ, разрабатывающего концепции российской мировой стратегии такова:
- расширение НАТО на Восток было воспринято в Москве (?) как «нарушение правил игры, предательство», а агрессия НАТО против Югославии, Ливии и участие в оккупации Ирака были расценены как враждебные поступки;
- присоединение Крыма к РФ было реакцией на эти и другие недружественные действия НАТО. У жителей России в крови борьба за суверенитет и «оборонческое сознание», нас голыми руками не взять;
- но РФ требует себе места под солнцем и статуса великой державы. РФ великая, могучая и умная евразийская держава, она не совершит более никаких ошибок и не будет воевать на своей территории;
- все предыдущие годы РФ была глупой и тупой, вкачивая огромные средства в т.н. «элиты» пост-советских бантустанов, что не давало ничего, кроме воровства.
Конечно, в шлепании языком знатного советского интеллектуала другие наблюдатели найдут иные пункты, иные смыслы, но суть не в этом. Сами заявления бывшего «умеренного евразийского западника» поражают своей противоречивостью и натужным, скажем по-простому, выпендрежным быкованием. Местами они чем-то даже напоминают сталинский задор последних предвоенных лет, когда предки товарища Караганова также предрекали «войну малой кровью на чужой территории». Подобные нюансы стали нормой для «громких заявлений» представителей кремлевской администрации и обслуживающего ее персонала («испепелить Америку» и т.п.) последние лет так десять.
Но как может Ресурсная Федерация, существовавшая 25 лет в виде растения, не способного сформулировать свою позицию (ибо некем, нечем и не для кого — нет элиты, нет интеллектуального класса, нет собственно и государства как такового), вдруг начать что-то там отстаивать и чему-то противостоять? Это какой-то бунт мебели, сюжет для мультфильма, но в реальности все обстоит и проще, и трагичнее, и сложнее одновременно.
Например, никаких договоренностей или гарантий по нерасширению НАТО на Восток в природе не существовует. Иначе подобный документ с подписями уважаемых политиков и нужными ратификациями был бы давно опубликован. Зачем скрывать-то? Но такого договора просто нет. По аналогии — это такой же фейк, как и вступление Украины в ЕС. Притом, разумеется, что ЕС никогда не давал Киеву никаких гарантий или обещаний такого рода (письменных и устных), и не заключал с этим пост-советским бантустаном никаких подобных договоров. То есть, вопли из Москвабада о некоем «приближении войск НАТО» к российским границам являются бессмысленными упражнениями.
Основной упор в критике Запада Караганов, естественно, делает на США. Про европейские государства — Великобританию, Францию, Италию, Нидерланды и т.п. он даже не упоминает. Для жителей северной Евразии такая постановка картины является привычной, но она таит в себе серьезную аберрацию (помимо затемнения Европы). Ведь уровень РФ и США просто не сопоставим. Первая — это «урановый рудник», бесправная колония ряда европейских государств и Фирм, высасывающих из нее ресурсы и капиталы. Вторые — ведущее «государство» на нашей планете. Однако, между этими столь разными образованиями есть всегда одна тема, которая заставляет их становится на одну доску. Это как если бы профессор университета и клошар находили друг друга по вечерам на разборке мусорного бачка.
Тема эта — ядерное оружие. В СМИ она подается по-разному — «контроль над ядерным оружием, переговоры о сокращении ядерного оружия и так далее». Но суть тут в ядерном разоружении северной Евразии, избавлении ее от ядерного потенциала. Это одна из магистральных задач внешней политики США последних десятилетий. Не решив ее, невозможно создать «сферу процветания» вокруг самих США (в первом приближении это пока TTP и TTIP). Невозможно жить с пистолетом у виска, постоянно понимая, что кто-то может нажать спуск в любой удобный момент. Невозможно быть лидером планеты, когда у тебя над ухом постоянно маячит чья-то ядерная дубинка. Если США являются «суверенным государством» (мы уже немного затрагивали эту тематику), то над этой проблемой их дипломаты, ученые, военные, политики должны трудиться круглосуточно. Пусть даже и не афишируя это особо (но и не скрывая, ибо размер проблемы такой, что спрятать ее попросту невозможно).
СССР и США в 70-е годы прошлого века, а затем США и РФ уже в пост-советский период заключили несколько соглашений (ОСВ и СНВ), которые уравнивали ядерные потенциалы с тенденцией к их сокращению. С одной стороны, это немного разрядило обстановку. С другой — США все равно продолжили работать над тем, чтобы обнулить ядерный арсенал РФ. Отметим, что почти вся тематика ядерных вооружений является уравнением с множеством неизвестных. Не понятны окончательные возможности ядерных сил США и РФ, не ясно, в каком состоянии находятся боеголовки, есть ли вообще оружейный плутоний, ибо в США он перестал производится в 1988 году, а в РФ — с 1994 года, при этом последний реактор в Железногорске был закрыт в 2010 году и так далее. Не ясно, с какой вероятностью сможет ли баллистическая ракета (США или РФ) поразить точно крупную цель (например, мегаполис) на другом континенте, и так далее.
Но если предположить, что у РФ и США есть баллистические ракеты, способные гарантированно поражать цели за тысячи километров, есть актуальные ядерные боезаряды и т.п., то логика действий Вашингтона становится довольно прозрачной. С конца 90-х годов США взяли курс на создание противоракетной обороны нового поколения (НПРО). При испытаниях, которые начались с 1999 года, быстро выяснилось, что американские противоракеты могут сбивать «вражеские» баллистические ракеты. С середины 2000-х годов США начали разворачивать систему Aegis Ballistic Missile Defense System, которая могла базироваться на кораблях (эсминцах и ракетных крейсерах), и потому была способна действовать практически из любой точки мирового океана. Первые разработки по этой теме в США появились еще на рубеже 60-70-х годов, кстати.
Сейчас эта система уже установлена более чем на сотню кораблей США (крейсеры типа «Тикондерога» и эсминцы «Арли Бёрк»), Японии, Австралии, Норвегии и Испании. США обладают возможностями раннего обнаружения запуска «вражеских» баллистических ракет, а с помощью тысяч противоракет SM-2 и SM-3 различных модификаций они гарантированно и с очень высокой степенью вероятности уничтожают их. Так, на испытаниях в 2002 — 2014 годах система успешно «захватила» 29 целей из 29 предложенных. Под словом «вражеские» можно спокойно ставить «российские» и никакой ошибки не будет.
По сути эта и другие системы противоракетной обороны, которые США уже размещают в Европе (в частности, в Румынии и Польше), если не полностью обнуляют, то серьезно сокращают возможности Ресурсной Федерации как европейский (британской, по словам московского политтехнолога Дмитрия Галковского) «ядерной платформы». При этом сама РФ никакой подобной ПРО не имеет и создать не может. Что касается ракетных носителей новых типов, то с ними у Москвабада небольшая заминка. На смену устаревшим и практически выработавшим свой ресурс межконтинентальным баллистическим ракетам (МБР) Р-36 («Воевода») должен прийти комплекс МБР «Сармат» (РС-28). Несмотря на похвальбу евразийцев о том, что «Сармат» «остудит планы США«, кроме слов у них ничего нет. Начавшиеся с опозданием первые испытания прототипа этой МБР наземного шахтного базирования весной 2016 года закончились конфузом. Будет ли она принята на вооружение в 2018 году — большой вопрос.
Ситуация с ракетой морского базирования «Булава» чуть лучше — она уже существует не только в виде прототипа, однако из 24 пробных запусков лишь 15 признаны полностью или частично успешными. Это весьма низкие показатели для оружия такого типа. Ситуация с баллистическими ракетами для подлодок «Синева» и «Лайнер», равно как и с производством мобильных комплексов «Ярс» (РС-24 и РС-26), идущих на замену «Тополь-М», выглядит лучше. Производящий эти ракетные комплексы Воткинский завод в Удмуртии был в последние годы серьезно модернизирован с помощью новейшего европейского оборудования.
Тем не менее, баланс сил уже давно клонится в сторону США. РесФед технологически и экономически не сможет долго выдерживать «гонку паритетов» с «коварными пендосами». Еще несколько лет и системы ПРО США в Европе вкупе с Aegis и другими, вероятно, смогут надежно прикрыть Северную Америку от оставшихся российских баллистических ракет. При этом у РФ нет ни времени, ни реальной возможности создать системы, которые могли бы преодолевать американские противоракеты, если не считать трескотни в патриотической и официозной прессе. Время однозначно работает на Вашингтон, которому просто нужно делать то, что он делает предыдущие десятилетия.
Для Москвабада и ее хозяев это совершенно не подходящий исход дела. Обнуление «российского» ядерного потенциала резко изменит вес Домов и Фирм в Старом свете, девальвирует их позиции на переговорах с заокеанскими партнерами по вопросам как европейской, так и евроатлантической интеграции, и обрушит Евросоюз в состояние, хм, некоторой турбулентности. Поэтому у «евразийцев» есть в перспективе нескольких лет следующие варианты:
— достичь твердого компромисса с США (что маловероятно пока), а продление СНВ-3 после 2020 года выглядит бессмысленным;
— начать по приказу европейских хозяев ограниченную ядерную войну с США. Главная задача — чтобы ни одна ядерная боеголовка при этом не упала в Старом Свете.
Ядерная война между РФ и США выглядит безумием, но ровно таким же безумием выглядела и война между нацистской Германией и сталинским СССР. Нищие сталинские колхозники с остервенением дрались несколько лет с немецкими идиотами, чтобы в итоге в мире возобладали совершенно иные люди и иные силы. Европейским хозяевам совершенно плевать на население северной Евразии, и если в ядерной войне погибнет несколько миллионов, то этого никто и не заметит. Как никто не заметил и давно уже забыл про 27 (или сколько там?) миллионов умерших советских людей.
По всей видимости, не вдаваясь в подробности «уравнения с множеством неизвестных» и т.п. конспирологические дебри, громкие заявления Караганова обусловлены именно этой перспективой. То есть, перспективой второго варианта. К этому варианту россиянская элита явно готовится и свою готовность она пытается донести до США. Саму территорию, население, производство, инфраструктуру и т.п. им абсолютно не жалко, им просто насрать, сколько «дорогих россиян» при этом помрет. Это все не важно в свете процессов, идущих в евроатлантическом пространстве. Наиболее цинично заявления Сергея Караганова о предвоенном состоянии в мире дополнил московский политтехнолог Дмитрий Галковский, близкий к «кремлевским ястребам»:
Худший, но, тем не менее, совершенно вероятный сценарий объединения Европы — это спровоцированный обмен термоядерными ударами между дегенерировавшей Америкой и РФ. После этого наступит эпоха трехполярного европейско-китайско-индийского мира, постепенно переходящая в фазу надгосударственного развития.
Тот, кто считает подобный сценарий маловероятным, может вспомнить, в общем, недавнюю историю Европы: 1914-1918, 1939-1945: газики, фатальные бомбардировочки исторических городов, подрывики плотин в густонаселённых районах, затопленьице метро, набитого людьми. Повешеньица правительств (!) проигравшей стороны.
Кстати, о газиках. Успехи европейских химиков были к 1914-1918 году внушительными. Но микробиология развивалась тоже ударными темпами. Об этом почему-то не принято писать. А ведь в 1914-1918 году Европа пережила целый букет массовых эпидемий. Унесших миллионы жизней. Так что к газикам — микробики.
Патриотизм, прошитый в генах «суверенитет и оборонческое сознание» по Караганову — это все замечательно, но жителям ряда крупных российских городов — например, 15-миллионного Москвабада или 25-миллионной московской агломерации, лучше надеяться на то, что рычащие ягнята из северной Евразии все-таки не развяжут ядерную войну по приказу своих европейских хозяев. Не у всех ведь есть убежища под горой Ямантау на Урале или в Исландии:
http://resfed.com/article-1972