Originally posted by
Недавно открыл новое для меня направление живописи – интерьеры церквей. Считаю это самостоятельным направлением ибо в нем работало немало художников. Ниже список тех, чьи картины я видел.
Художники, писавшие интерьеры готических церквей:
Корнелис ван Далем 1528-1576г
Питер Нефс 1578-1660г
Хендрик ван Стенвейк 1580-1649г
Бартоломеус ван Бассен 1590-1652г
Питер Янс Санредам 1597-1665г
Герард Хаукгест 1600-1661г
Хендрик ван Влит 1611-1675г
Эмануель де Витте 1617-1692г
Корнелис де Ман 1621-1706г
Геррит Андрианзсон Беркхейде 1638-1698г
Джованни Паоло Панини 1691-1765г
Луи-Жак-Манде Дагер 1787-1851г
Бартоломеус Иоаннес ван Хове 1790-1880г
Адриан Доза 1804-1868г
Йохан Босбоом 1817-1891г
Из списка видно, что большинство художников голландцы 17ого века. После 17ого века интерес живописцев к церковным интерьерам заметно остывает. А чем он был вызван в 17ом веке? Я думаю, что переделкой интерьеров церквей и храмов. И художники или вдохновлялись новым интерьером церквей, или пытались донести до нас своими картинами то, что осталось от старых интерьеров.

Питер Санредам - Интерьер церкви святого Бавона в Харлеме
1. Первое, что бросается в глаза при просмотре картин – это абсолютно белые стены внутри голландских церквей. Все изображения – это гербы или картины, нарисованные на холстах или досках и повешенные на стены. На самих стенах, привычных нам, фресок или мозаики нет.

Нефс, Питер II и Франкен, Франс III Интерьер Собора Антверпенской Богоматери
Удивительно, ведь стены и потолок храма - это лучшее место для наглядной агитации. Однако вся наглядная агитация развешивается и расставляется на стены и вдоль стен так, чтобы все это можно было легко убрать или заменить. А может уже что-то убрали и заменили? Возникает вопрос всегда ли эти стены были белыми или это свежая побелка, закрасившая старые фрески? И ответ нашелся в Антверпене и Генте. Это конечно не Голландия, но совсем рядом. К тому же в Антверпене была сильная школа фламандских живописцев 16-17веков.
И так относительно фресок – они все-таки были. Смотрим фотографии из собора Антверпенской богоматери:
Стены



Фотографии очень плохого качества, но других нет. Причем в интернете я тоже ничего не нашел. Однако на первой фотографии явно видно, что это муза Урания с небесным глобусом в руке. Уже жестко - греческая муза в католическом храме. Остальные две персоны тоже наверняка из греко-римской мифологии, однако, так просто не определить.



Далее потолок:

Здесь видим агнца и типичный римский орнамент (не факт, что агнец не являлся элементом греко-римских мифов, хотя допускаю совместную эксплуатацию храма, ибо бог един и перед ним нет ни иудея, ни эллина).


Здесь уже скорее готический орнамент.


Бургундская символика.

Опять греко-римский растительный орнамент.
Теперь собор святого Михаила в Генте.

Стены зачищены до камня, но еще можно найти следы краски (справа на колонне видны слабые следы недозачищеной красноватой краски).


А вот на потолке видны следы заштукатуренной росписи (это не плесень от сырости, если приглядеться, то можно увидеть герб с молотком на первой фотографии потолка). Видимо, обдирать штукатурку с потолка было сложнее, чем со стен и решили потолочную роспись просто забелить, но позже побелка осыпалась.

Ну и есть свежая роспись вполне христианского толка.
Подобные потолочные росписи есть и в соборе Сан-Сальвадор в Брюгге. А церковь святой крови в том же Брюгге вообще вся расписная, только росписи выглядят свежими.

То есть роспись стен и потолков соборов в этом регионе была нормальным явлением.
2. Кроме того, на картинах с интерьерами церквей бросается в глаза ликвидация старых захоронений внутри церкви (убирают недостойных, чтобы положить более достойных?).

Витте, Эмануэль де - Интерьер Аудекерк (Старой церкви) в Амстердаме.
Внизу картины видна могила и справа от нее лежит череп, что говорит о том, что могилу раскопали, а не копают свежую.
3. Также на этих полотнах заметил еще одну важную, на мой взгляд, деталь. Все знают некогда языческий римский храм – Пантеон.

Панини, Джованни Паоло - Интерьер Римского Пантеона
Характерной его деталью является отверстие в крыше, для проникновения солнечных лучей. Отверстие это называется окулус. Подобные отверстия изображены и на картинах с интерьерами.

Neefs, Pieter (I) -- De Dominicanerkerk te Antwerpen van binnen gezien, 1636
Смотрим внимательно на свод центральной галереи.

Хендрик ван Стенвейк Младший - Интерьер готической церкви видом с востока.
То же самое. Свод главной галереи верхняя правая четверть картины.

Хендрик ван Стенвейк Младший и Ян Брейгел Старший - Интерьер готической церкви видом с востока.
То же самое. Почти в центре картины.
А вот уже собор святого Михаила в Генте:



Почему-то во время посещения собора я не придал особого значения этому отверстию в своде.
Пройдя по ссылке http://virtueller-domrundgang.eo-bamberg.de можно попасть на виртуальную экскурсию по Бамбергскому собору (официальный сайт). И над стулом (троном или крелом) епископа можно увидеть подобный же окулус. Думаю, что окулус - это обязательный элемент средневековых храмов. Каково его назначение? Скорее всего, для освещения чего-либо (например алтаря), или кого-либо (например священника, читающего проповедь) солнечными лучами в определенное время (когда солнце в зените). Католические храмы ориентированы по оси восток-запад, т.е. по пути движения солнца. Это значит, что проникая в церковь через этот самый окулус, солнечный луч (солнечный зайчик) двигался по полу церкви в сторону алтаря и достигая, освещал его золотое убранство. И становится понятной средневековая традиция – не строить домов выше церкви. Получается, что это было нужно для того, чтобы дома не загораживали солнце, которое через окулус должно проникать в церковь.
Однако, есть и более приземленная, но практичная версия. Вполне допускаю, что этот самый окулус мог служить обычным дымоходом при проведении обряда принесения жертвы всесожжения (выше я писал об изображении античных богов в церкви Антверпенской богоматери, если допускали их изображения, значит также допускали и соответствующее им служение), когда на алтаре сжигалась плоть жертвенных животных, неизбежно образовывался дым предназначенный богу. Этот дым надо было довести до потребителя.
Обе версии имеют право на жизнь и одна не отменяет другую.
В оконцовке хочу представить еще одну картину с изображением интерьера церкви.

Питер Санредам (1597-1665) - Интерьер собора св Бавона в Харлеме.
На картине дед несет новорожденного ребенка для проведения некого церковного ритуала, за дедом идут родители ребенка. У мужчины в руках закрытая плетеная корзина для птиц (наверно с живой птицей внутри). Так вот в таких корзинах приносили различную живность в храм для принесения ее в жертву. Т.е. художник хочет нам сказать, что еще в 17-ом веке в Харлеме в церкви святого Бавона приносили жертвы.
Какой можно сделать вывод из всей приведенной выше информации? Полагаю, что готические храмы, изначально строились как языческие (т.е. те самые античные храмы посвященные богам греко-римско-финикийского пантеона). Одновременно, они могли служить также храмами для поклонения Иегове, Яхве, Саваофу, Христу (но об этом позже), а чисто христианскими они уже стали после 16-ого века.
Художники, писавшие интерьеры готических церквей:
Корнелис ван Далем 1528-1576г
Питер Нефс 1578-1660г
Хендрик ван Стенвейк 1580-1649г
Бартоломеус ван Бассен 1590-1652г
Питер Янс Санредам 1597-1665г
Герард Хаукгест 1600-1661г
Хендрик ван Влит 1611-1675г
Эмануель де Витте 1617-1692г
Корнелис де Ман 1621-1706г
Геррит Андрианзсон Беркхейде 1638-1698г
Джованни Паоло Панини 1691-1765г
Луи-Жак-Манде Дагер 1787-1851г
Бартоломеус Иоаннес ван Хове 1790-1880г
Адриан Доза 1804-1868г
Йохан Босбоом 1817-1891г
Из списка видно, что большинство художников голландцы 17ого века. После 17ого века интерес живописцев к церковным интерьерам заметно остывает. А чем он был вызван в 17ом веке? Я думаю, что переделкой интерьеров церквей и храмов. И художники или вдохновлялись новым интерьером церквей, или пытались донести до нас своими картинами то, что осталось от старых интерьеров.

Питер Санредам - Интерьер церкви святого Бавона в Харлеме
1. Первое, что бросается в глаза при просмотре картин – это абсолютно белые стены внутри голландских церквей. Все изображения – это гербы или картины, нарисованные на холстах или досках и повешенные на стены. На самих стенах, привычных нам, фресок или мозаики нет.

Нефс, Питер II и Франкен, Франс III Интерьер Собора Антверпенской Богоматери
Удивительно, ведь стены и потолок храма - это лучшее место для наглядной агитации. Однако вся наглядная агитация развешивается и расставляется на стены и вдоль стен так, чтобы все это можно было легко убрать или заменить. А может уже что-то убрали и заменили? Возникает вопрос всегда ли эти стены были белыми или это свежая побелка, закрасившая старые фрески? И ответ нашелся в Антверпене и Генте. Это конечно не Голландия, но совсем рядом. К тому же в Антверпене была сильная школа фламандских живописцев 16-17веков.
И так относительно фресок – они все-таки были. Смотрим фотографии из собора Антверпенской богоматери:
Стены
Фотографии очень плохого качества, но других нет. Причем в интернете я тоже ничего не нашел. Однако на первой фотографии явно видно, что это муза Урания с небесным глобусом в руке. Уже жестко - греческая муза в католическом храме. Остальные две персоны тоже наверняка из греко-римской мифологии, однако, так просто не определить.
Далее потолок:
Здесь видим агнца и типичный римский орнамент (не факт, что агнец не являлся элементом греко-римских мифов, хотя допускаю совместную эксплуатацию храма, ибо бог един и перед ним нет ни иудея, ни эллина).
Здесь уже скорее готический орнамент.
Бургундская символика.
Опять греко-римский растительный орнамент.
Теперь собор святого Михаила в Генте.
Стены зачищены до камня, но еще можно найти следы краски (справа на колонне видны слабые следы недозачищеной красноватой краски).
А вот на потолке видны следы заштукатуренной росписи (это не плесень от сырости, если приглядеться, то можно увидеть герб с молотком на первой фотографии потолка). Видимо, обдирать штукатурку с потолка было сложнее, чем со стен и решили потолочную роспись просто забелить, но позже побелка осыпалась.
Ну и есть свежая роспись вполне христианского толка.
Подобные потолочные росписи есть и в соборе Сан-Сальвадор в Брюгге. А церковь святой крови в том же Брюгге вообще вся расписная, только росписи выглядят свежими.
То есть роспись стен и потолков соборов в этом регионе была нормальным явлением.
2. Кроме того, на картинах с интерьерами церквей бросается в глаза ликвидация старых захоронений внутри церкви (убирают недостойных, чтобы положить более достойных?).

Витте, Эмануэль де - Интерьер Аудекерк (Старой церкви) в Амстердаме.
Внизу картины видна могила и справа от нее лежит череп, что говорит о том, что могилу раскопали, а не копают свежую.
3. Также на этих полотнах заметил еще одну важную, на мой взгляд, деталь. Все знают некогда языческий римский храм – Пантеон.

Панини, Джованни Паоло - Интерьер Римского Пантеона
Характерной его деталью является отверстие в крыше, для проникновения солнечных лучей. Отверстие это называется окулус. Подобные отверстия изображены и на картинах с интерьерами.

Neefs, Pieter (I) -- De Dominicanerkerk te Antwerpen van binnen gezien, 1636
Смотрим внимательно на свод центральной галереи.

Хендрик ван Стенвейк Младший - Интерьер готической церкви видом с востока.
То же самое. Свод главной галереи верхняя правая четверть картины.

Хендрик ван Стенвейк Младший и Ян Брейгел Старший - Интерьер готической церкви видом с востока.
То же самое. Почти в центре картины.
А вот уже собор святого Михаила в Генте:
Почему-то во время посещения собора я не придал особого значения этому отверстию в своде.
Пройдя по ссылке http://virtueller-domrundgang.eo-bamberg.de можно попасть на виртуальную экскурсию по Бамбергскому собору (официальный сайт). И над стулом (троном или крелом) епископа можно увидеть подобный же окулус. Думаю, что окулус - это обязательный элемент средневековых храмов. Каково его назначение? Скорее всего, для освещения чего-либо (например алтаря), или кого-либо (например священника, читающего проповедь) солнечными лучами в определенное время (когда солнце в зените). Католические храмы ориентированы по оси восток-запад, т.е. по пути движения солнца. Это значит, что проникая в церковь через этот самый окулус, солнечный луч (солнечный зайчик) двигался по полу церкви в сторону алтаря и достигая, освещал его золотое убранство. И становится понятной средневековая традиция – не строить домов выше церкви. Получается, что это было нужно для того, чтобы дома не загораживали солнце, которое через окулус должно проникать в церковь.
Однако, есть и более приземленная, но практичная версия. Вполне допускаю, что этот самый окулус мог служить обычным дымоходом при проведении обряда принесения жертвы всесожжения (выше я писал об изображении античных богов в церкви Антверпенской богоматери, если допускали их изображения, значит также допускали и соответствующее им служение), когда на алтаре сжигалась плоть жертвенных животных, неизбежно образовывался дым предназначенный богу. Этот дым надо было довести до потребителя.
Обе версии имеют право на жизнь и одна не отменяет другую.
В оконцовке хочу представить еще одну картину с изображением интерьера церкви.

Питер Санредам (1597-1665) - Интерьер собора св Бавона в Харлеме.
На картине дед несет новорожденного ребенка для проведения некого церковного ритуала, за дедом идут родители ребенка. У мужчины в руках закрытая плетеная корзина для птиц (наверно с живой птицей внутри). Так вот в таких корзинах приносили различную живность в храм для принесения ее в жертву. Т.е. художник хочет нам сказать, что еще в 17-ом веке в Харлеме в церкви святого Бавона приносили жертвы.
Какой можно сделать вывод из всей приведенной выше информации? Полагаю, что готические храмы, изначально строились как языческие (т.е. те самые античные храмы посвященные богам греко-римско-финикийского пантеона). Одновременно, они могли служить также храмами для поклонения Иегове, Яхве, Саваофу, Христу (но об этом позже), а чисто христианскими они уже стали после 16-ого века.
Comments
При єтом в Книге Левит описывается предписание женщине делать жертву.
По окончании дней очищения своего за сына или за дочь она должна принести однолетнего агнца во всесожжение и молодого голубя или горлицу в жертву за грех, ко входу скинии собрания к священнику
Если же она не в состоянии принести агнца, то пусть возьмет двух горлиц или двух молодых голубей, одного во всесожжение, а другого в жертву за грех, и очистит ее священник, и она будет чиста.
Но тут вопрос насколько исполняли эти заветы первые протестанты.
Я думаю, засилье авраамизма началось с "Новой Атлантиды" Бекона.