Как сообщает Financial Times, норвежский нефтяной фонд - крупнейший суверенный фонд на планете, чьи активы в 2017 году превысили 1 триллион долларов, - намерен радикально изменить порядок инвестирования средств в долговые инструменты.
Управляющий "нефтяной кубышкой" ЦБ Норвегии, заработавший за январь-июнь 63,2 млрд долларов или 12,1 млн долларов на каждого норвежца, планирует полностью отказаться от вложений в облигации развивающихся стран, корпоративные бонды и оставить в портфеле лишь суверенные ценные бумаги в трех валютах - доллар США, евро и британский фунт стерлингов. Соответствующее письмо центробанк направил в понедельник в министерство финансов страны.
В нем говорится, что долгосрочные плюсы от диверсификации вложений на долговом рынке являются "переоцененными", в отличие от рынка акций, куда в настоящий момент вложено 70% активов нефтяного фонда.
Вывод капитала на такую сумму рискует стать болезненным ударом для рынков EM, которые были разогреты мягкой политикой мировых ЦБ, создающих избыточную денежную массу и провоцирующих погоню за доходностью, говорит старший трейдер банка "Зенит" Алексей Суров.
С начала года в долговые бумаги развивающихся рынков было вложено 30 млрд долларов, а приток инвестиций стал рекордным в истории, подсчитали аналитики Standard Chartered.
В результате даже облигации с "мусорным" рейтингом уже не дают больше 6% годовых. Доходность монгольских долларовых облигаций с погашением в 2021 году впервые за всю историю упала ниже этой отметки, а с начала года снизилась на 3,5 процентного пункта.
Доходность долга Украины с погашением в 2019 году и семилетних белорусских бондов, размещенных в июне, также опустилась ниже 6% за последние два месяца. Все три страны имеют композитный рейтинг Bloomberg "ССС+", что на семь ступеней ниже инвестиционного уровня.
Приток капитала на рынки EM продолжался слишком долго, говорит стратег Bank of America Merrill Lynch Майк Харнетт: на определенном этапе коррекция неизбежна, а никто из инвесторов не хочет продавать последним.
С начала года центробанки суммарно закачали в финансовую систему 1,7 триллиона долларов, скупая активы и раздавая кредиты под нулевые или близкие к нулю ставки, но несмотря на рекордную в истории денежную эмиссию, ралли "выдыхается", считает Харнетт: частные клиенты BofA впервые с начала года нарастили долю наличных в портфелях.
В режим полноценного неприятия риска, по его словам, рынки могут переключится уже осенью, распродажа будет сопровождаться укреплением доллара и дальнейшим оттоком капитала из развивающихся стран: в сентябре ФРС США объявит о программе сокращения баланса, в ходе которой начнет гасить купленные за последние 8 лет ценные бумаги, фактически изымая из системы долларовую ликвидность.
Развивающимся рынкам помогали беспрецедентно низкие ставки в развитых странах - инвесторы гнались за доходностью в условиях избытка денег, организованного мировыми ЦБ, говорит управляющий Capital Four Рене Каллеструп. Но как только стимулы начнут сворачиваться, высокодоходные облигации EM первыми пойдут под нож, а рынку грозят "сильные сбои", предупреждает он.