А вот текст моего поста 2012 года о смеховой культуре
Оригинал взят у kondratio в Смеховая культура в современном информационном обществе
В Средневековье смеховая культура, как правило в карнавальной, народной, площадной форме играла огромную роль. Средневековая жизнь - жестко регламентированная сословными, экономическими, религиозными критериями, состоящая из сложнейшей системы этикета, знаков, сословного права и т.д. Люди рождались, жили, умирали - но как правило ничего не могли изменить в своей социальной жизни или жизни своих детей. Крестьянин оставался крестьянином, дворянин - дворянином, кузнец - кузнецом, ткач - ткачом, солдат - солдатом и т.д. Человеческая жизнь в социальном плане цементировалась многовековыми традициями, религиозным сознанием, насилием иерархии.
Такая жесткая система, однако не взрывалась от внутренних противоречий, и просуществовала больше 1000 лет. Дело в том, что в определенные периоды года, в Средневековье происходили карнавалы. Это время, когда весь мир театр, и все люди в нем актеры, когда через разные формы смеховой культуры между людьми стирались сословные и иные препятствия и они становились утопическим обществом равных, дружных, доброжелательных людей. На этот период этикет отменялся, жизнь упрощалась, сословия растворялись в смехе. Люди смеялись и веселились. Они играли один большой смешной спектакль веселой утопии всеобщего смеха, равенства и возрождения, впадая, таким образом, в полумифическое детство человечества. Смех вместе с осуждающим высмеиванием порока, одновременно играл и позитивную функцию всеобщего примирения. При чем позитивная примирительная и возрождающая функция смеха имела подавляющий вес перед всеми другими. Смеялись все над всем. И это было нормально, приемлемо, желанно.
Проходили дни карнавала, и все возвращалось на свои места. Наступала обычная средневековая жизнь, которая опять прерывались и преображалась в следующем карнавале. В некоторых городах общегодовая протяженность карнавала доходила до 3-х месяцев.
К сожалению книги по истории рассказывают только об обычной средневековой жизни и почти не упоминают карнавального средневековья. Но судя по продолжительности и важности - смеховое Средневековье играло колоссальную роль, в структуре той эпохи, а именно ее примирительную, созидающую функцию.
Гуманитариям очень советую почитать об этом уникальную книгу советского культуролога М. Бахтина "Творчество Франсуа Рабле и народная культура средневековья и Ренессанса"
В Новое время все коренным образом меняется. Эпоха стает серьезной, и смеховая культура сильно мельчает, играя только негативную, осуждающую функцию. Люди смотрят комедии в театре, но сами уже не играют. Эта серьезная эпоха породила колоссальные противоречия в обществе, которые вылились в революции и мировые войны.
Смех не очень одобрялся общественностью, его было мало, и он играл лишь узкую назидательную роль.
Но во второй половине ХХ века, начинают происходить изменения. При чем многие из них начинают выглядеть как возвращение к Средневековью. Много культурологов заговорили о наступлении "Нового Средневековья". Подобная участь постигла и смеховую культуру.
После Второй мировой, а особенно после завершения Холодной войны, часть смеховой культуры в общей начала сильно нарастать. Серьезность отступает, смешное приходит.
Только в отличии от Средневековья, где смеховая культура имела определенные календарные рамки, сейчас этих рамок нет. Смеховая культура как бы накладывается отдельным пластом на "серьезную". Юмор, сатира, прикол, хохма, ирония, гротеск - эти смеховые формы проглядывают сквозь почти все культурные явления.
Почти каждая статья о политике, или экономике, или обществе - непременно имеет в себе смешной намек или иронию.
В порой самом серьезном фильме - обязательно есть приколы. Банальный деловой разговор - не мыслим без, хоть каких-то смешных вещей. Мы за последние десятилетия настолько привыкли к смеховой составляющей, что без нее те или иные вещи нам кажутся пресными и неинтересными. Стерлись грани приличного и пошлого, официального и фамильярного.
Я уже не говорю о бесконечных юмористических шоу, льющихся с голубых экранов. Мы забыли, что каких-то 20-30 лет назад смехового было ощутимо меньше (но это не значит, что мы были менее счастливее и радостнее).
Но меняется не только количественное, но и формальное состояние смеховой культуры. Мы опять возвращаемся к смеху, где мы не только зрители юмористического шоу или спектакля, но и его участники. Мы ведем блоги, пишем комментарии, делаем демотиваторы, фотоприколы, выливаем видео на утуб. Мы стаем частью одного мирового псевдокарнавала, где мы все актеры, где стирается грань между смешным и серьезным, страшным и радостным. И этому не видно конца. Создается впечатление, что все только начинается.
Но все это происходит не просто так. Это искусственно созданная архитектура мирового смехового карнавала и она имеет определенные цели.
Уже упоминалось, что смех играет важнейшую примирительную функцию. Уже давно спецслужбами и политтехнологами используется смеховой инструмент для примирения людей с тем или иным фактором жизни. Например - появились новые русские. Кто они? - Это преступники которые обворовали свою страну, лишили ее будущего, растоптали народ. Но в начале 90-х была грамотно запущена кампания анекдотов, юмористических и сатирических рассказов о новых русских. И люди смеясь над этим, фактически примирились с этим явлением. История не знает ни одного социального выступления против них, разве что кроме 1993 в Москве.
А вспомните сколько было анекдотов про Брежнева. Все искренне над ним смеялись, а значит соглашались с его правлением, его недостатками. Потом смеялись над Горбачевым. Потом над Ельциным. А тем временем страна ломалась, общество менялось. Получалось своего рода смеховое соглашательство. Смеховой коллаборационизм. Люди не брали вилы, когда их грабили. Они смотрели Петросяна, они рассказывали анекдоты на кухне.
Теперь же смеются вообще над всем.
Оторвало человеку голову - Га-Га-Га.
Проститутка возглавила Лавру - Хи-Хи-Хи.
Монах разбил спорткар о дерево - Хе-Хе-Хе
Политик украл миллиард - Хо-Хо-Хо
Все это оформляется в шаржи, фотожабы, иронию дикторов в новостях.
Но это все не просто так. Это подталкивание плебса к неограниченной смеховой культуре, которая вместо традиционного социального примирения, вследствие своей неограниченности, переросла в стирание граней между добром и злом. Информационное пространство, превращенное в сплошное юмористическое шоу, развращает сознание, делает его пассивным, равнодушным, готовым принять все что угодно. Свыкаясь с осмехотворенной мерзостью, мы свыкаемся сами с собой.