Папа иезуит Бергольо решил подправить молитву «Отче наш»: «Бог, который вводит нас во искушение, - это плохой перевод, - Французы тоже поменяли текст на перевод, в котором говорится: «не позволь мне впасть во искушение». Это я впадаю во искушение, а не Он меня бросает во искушение, чтобы потом посмотреть, как я упал, Отец этого не делает, Отец помогает сразу же подняться».
Бергольо пояснил это в седьмом выпуске программы «Отче наш» на канале Tv2000, принадлежащем Епископской конференции Италии: «Тот, кто вводит тебя во искушение, - это Сатана, это ведомство Сатаны».
О споре вокруг самой известной молитвы христианства - сам Иисус научил ей своих апостолов, которые спрашивали его, как должно молиться, - зашла речь в эти недели, когда во Франции попрощались со старым текстом «Отче наш», передает газета.
Чтобы помочь верующим запомнить новую молитву, ее распространили в десятках тысяч экземпляров в церквах Франции. Официальная смена произошла в воскресенье 3 декабря.
Папа лукавит – тут впору просить Бога, чтобы Он избавил нас от лукавого. В Ватикане давно поселился дьявол, а дьявол, как известно, скрывается в мелочах.
Фраза из молитвы «Отче Наш» (Матф.6:9-13) «и не введи нас в искушение» (рус.), «і не введи нас у спокусу» (укр.), «аnd do not lead us into temptation» (англ.), «und führe uns nicht in Versuchung» (нем.), «e non ci indurre in tentazione» (итал.), «et ne nos inducas in temptationem» (лат.) являются дословным и точным переводом греческой фразы из евангелий «καὶ μὴ εἰσενέγκῃς ἡμᾶς εἰς πειρασμόν» (др.гр.) (Матф.6:13).
Более того, поскольку существуют сотни древних рукописей с текстом Отче Наш, то существуют и некоторые различия в словах молитвы. Но сама фраза «καὶ μὴ εἰσενέγκῃς ἡμᾶς εἰς πειρασμόν» есть везде и она неизменна.
Однако, давайте не будем вырывать фразы и контекста. Яков указывает, что на грех Бог нас не может искушать. На грех нас искушает дьявол. И если нас тянет ко греху – не Бога нужно обвинять, но бороться с дьявольским искушением. Не зря ведь сразу после фразы «и не введи нас в искушение» мы просим «но избавь нас от лукавого».
Однако – человек свободен, а значит полностью избавить нас от лукавого не может даже Бог. За свободу мы должны терпеть и искушения. Однако Бог может регулировать и определять – с какой силой и интенсивностью позволить дьяволу нас искушать: «верен Бог, Который не попустит вам быть искушаемыми сверх сил, но при искушении даст и облегчение, так чтобы вы могли перенести» (1Коринф.10:13)
Слово «искушение» у нас давно обросло каким-то влажным налетом, стало синонимом соблазна и это немного сбивает с толку. Искушение — это церковно-славянское слово, которое переводится как испытание. Суть всякого испытания – дать проявить, развить и усилить человеку его божественную суть – свободу. Свободу жить или свободу умереть, свободу любить или быть равнодушным, свободу верить и надеяться и свободу упасть в неверие и отчаяние.
Так вот – в Библии утверждена мысль, что испытания для человека, во-первых, неизбежны, а во-вторых полезны. «Сын мой! если ты приступаешь служить Господу Богу, то приготовь душу твою к искушению: управь сердце твое и будь тверд, и не смущайся во время посещения; прилепись к Нему и не отступай, дабы возвеличиться тебе напоследок. Все, что ни приключится тебе, принимай охотно, и в превратностях твоего уничижения будь долготерпелив, ибо золото испытывается в огне, а люди, угодные Богу, — в горниле уничижения». (Сир.2:1-5) Испытания действуют как очистительный огонь, который болезненный, но выжигая в нас злое, делает нас лучше: «Но человек рождается на страдание, как искры, чтобы устремляться вверх» (Иов.5:7)
Даже сам апостол Павел просил Бога избавить его от искушений, но не получил этого: «И чтобы я не превозносился чрезвычайностью откровений, дано мне жало в плоть, ангел сатаны, удручать меня, чтобы я не превозносился. Трижды молил я Господа о том, чтобы удалил его от меня. Но Господь сказал мне: "довольно для тебя благодати Моей, ибо сила Моя совершается в немощи". И потому я гораздо охотнее буду хвалиться своими немощами, чтобы обитала во мне сила Христова» (2Коринф.12:7-9)
Часто задают вопрос – является ли христианство религией страданий? Ответим точнее – христианство является религией испытаний.
Но зачем же мы тогда молимся: «Не введи нас во искушение»?
Ответ на этот вопрос дает Ветхий Завет. Новый завет написан символическим языком завета Ветхого. И слово искушение πειρασμός часто встречается в Новом Завете в различных контекстах. Кроме того, это слово-проводник в завет Ветхий. Так в евангелии от Матфея при описании искушений Христа дьяволом в пустыне есть такая фраза: «написано также: не искушай Господа Бога твоего» (Матф.4:7). Это цитата из Второзакония «Не искушайте Господа, Бога вашего» (Втор.6:16). В греческой Септуагинте использовано то же слово искушать которое мы используем в Отче наш ἐκπειράζω. Это является греческим переводом довольно распространенного еврейского слова נָסָה.
В еврейском тексте есть два слова которые можно перевести как испытание или искушение это уже упомянутое נָסָה и другое слово בָּחַן. Обычно пишут, что это синонимы. И действительно, несколько раз в Библии они употребляются как синонимы. Но в подавляющем большинстве случаев это не так. Это похожие, но и во многом разные слова. И их значение легко определить из контекста их употребления.
נָסָה , которое мы будем переводить как «искушать», на греческий как правило переводится словом ἐκπειράζω (из «Отче наш»)
Тогда как בָּחַן переводится в септуагинте по-разному, в зависимости от контекста δοκιμάζω, ἐτάζω, εξετάζω. В синодальной Библии это слово чаще переводится как «испытать», так будет делать и мы, для удобства.
בָּחַן, «испытать» как правило имеет смысл как трудности человеку для его укрепления и духовного роста: "Знаю, Боже мой, что Ты испытуешь בָּחַן сердце и любишь чистосердечие" (1Пар.29:17); "Да прекратится злоба нечестивых, а праведника подкрепи, ибо Ты испытуешь сердца и утробы, праведный Боже!" (Пс.7:10).
Очень часто בָּחַן в поэтических текстах, в первую очередь в псалмах, употребляется как синоним слову «переплавить»: «Плавильня - для серебра, и горнило - для золота, а сердца испытывает Господь» (Прит.17:3); «Ты испытал нас, Боже, переплавил нас, как переплавляют серебро» (Пс.65:10); «Вот, Я расплавил тебя, но не как серебро; испытал тебя в горниле страдания» (Ис.48:10); «Ты испытал сердце мое, посетил меня ночью, искусил (досл. переплавил) меня и ничего не нашел; от мыслей моих не отступают уста мои» (Пс.16:3).
Как видим испытания, хотя и часто в форме страданий, являются не наказаниями, но очистительными процедурами, во время которых человек, как золото в горниле очищается от греховных примесей. Отсюда знаменитое наставление Христа «будьте мудры, как змии, и просты (ἀκέραιος, дословно «безпримесны»), как голуби» (Матф.10:16).
Более того, испытания — это особенные милости от Бога и надлежат далеко не всем.
Бог посылает очистительные испытания праведникам и некоторым, еще не полностью потерянным, грешникам: «Господь испытает праведного и нечестивого: любящий же неправду ненавидит свою душу» (Пс.10:5, перевод из Септуагинты). Но есть такие грешники, которые уже потеряны, которые не имеют ничего в царстве Божьем, которые от мира сего: «Избавь душу мою от нечестивого мечом Твоим, от людей - рукою Твоею, Господи, от людей мира, которых удел в [этой] жизни, которых чрево Ты наполняешь из сокровищниц Твоих; сыновья их сыты и оставят остаток детям своим» (Пс.16:11-14). Эти люди не терпят никаких испытаний от Господа, у них все хорошо, им сопутствует удача, у них много детей и внуков, они богаты, здоровы и счастливы, они что называется, берут от жизни все. Но им никакие испытания уже не помогут. У них нет доли в будущем мире. Они будут жить хорошо в этом мире, но и погибнут вместе с ним, поскольку они от мира сего.
Это ответ многим христианам, которые замечают казалось-бы несправедливую ситуацию – христианин, праведник испытуется и часто страдает, а грешник живет счастливо припеваючи.
А что же נָסָה, ἐκπειράζω, «искушать» из «Отче наш»?
Этот термин тоже часто используется и имеет смысл близкий к «испытывать», но совсем с другими коннотациями.
Во-первых, נָסָה это иногда значит очень сильные, просто жуткие испытания: «И было, после сих происшествий Бог искушал נָסָה Авраама и сказал ему: Авраам! Он сказал: вот я. [Бог] сказал: возьми сына твоего, единственного твоего, которого ты любишь, Исаака; и пойди в землю Мориа и там принеси его во всесожжение на одной из гор, о которой Я скажу тебе». (Быт.22:1,2)
Во-вторых, в большинстве случаев נָסָה это испытание с негативным оттенком, испытание которое не к очистке, не к совершенствованию, а наоборот ко греху и смерти. Например, искушение Бога людьми: «И нарек месту тому имя: Масса и Мерива, по причине укорения сынов Израилевых и потому, что они искушали נָסָה Господа, говоря: есть ли Господь среди нас, или нет?» (Исх.17:1-7).
В-третьих, испытание человека человеком: «Царица Савская, услышав о славе Соломона, пришла испытать Соломона загадками в Иерусалим» (2Пар.9:1).
В-четвертых – испытание, посланное людям как наказание за большое неверие, когда, например, евреи не поверили в пустыне Богу, что тот без меча и войны даст им Землю Обетованную, Бог заставил их воевать: «Вот те народы, которых оставил Господь, чтобы искушать נָסָה ими израильтян, всех, которые не знали о всех войнах Ханаанских, - для того только, чтобы знали и учились войне последующие роды сынов Израилевых, которые прежде не знали ее» (Сд.3:1,2).
В-пятых, испытание-обличение, как бы обреченное на провал. Например, когда евреи отвратительно вели себя в пустыне: «И сказал Господь Моисею: вот, Я одождю вам хлеб с неба, и пусть народ выходит и собирает ежедневно, сколько нужно на день, чтобы Мне испытать его, будет ли он поступать по закону Моему, или нет» (Исх.16:4) Господь обещает испытать евреев, но как бы уже понятно, что они испытания не выдержат и падут в еще большие грехи, и это искушение направлено на обличение евреев.
То есть, если образно упростить, то испытание בָּחַן это как бы упражнение от Бога и Его любви на укрепление праведности в человеке. Такое испытание человеку полезно и его часто праведники даже просят у Бога.
В свою очередь, искушение נָסָה это очень строгий справедливый экзамен для грешников от Бога, который скорее всего не будет сдан; это что-то похожее на обличение и суд.
Мы слабые люди, просим, в том числе в молитве «Отче наш», чтобы Господь не ставил нам строгие справедливые экзамены, которые мы по своей слабости сдать не сможем, но наоборот помиловал нас по Своему человеколюбию, и если милость требует испытаний, мы готовы их претерпеть. С фразой из «Отче наш» «не введи нас в искушение» тут очень хорошо перекликается древняя молитва: «да накажет (Бог) меня здесь по Своей неизреченной милости, но да не обличит и не испытает по Своему нелицеприятному правосудию…»