kondratio (kondratio) wrote,
kondratio
kondratio

Category:

Законодательство о рабах в Торе

Даю тут обширную цитату о рабстве в законодательстве Моисея. Да евреи не хотели исполнять свою Тору и за это Бог их наказал. Так последней каплей перед Вавилонским Пленом оказалось то, что евреи не хотели отпускать рабов после 7 лет рабства. Ах не хотите отпускать своих рабов - тогда все вы станете рабами у вавилонян. Но сам закон даже по нынешним времена выглядит довольно гуманным, не говоря уже про древность, когда раба за человека не считали.
Это мой ответ всяки любетелям пердунов и прочим критикам "жыдовской религии", которые пиздят, не зная предмета.

Позже напишу и о ссудном проценте в Торе.


«И вот суды, которые ты поставишь пред ними. Когда купишь раба-еврея, шесть лет пусть работает, а на седьмой уйдёт свободным по милости» Исх.
21:1—2

«Когда купишь раба-еврея» — чем было «рабство» авода עבדה в народе-церкви? Рабство в Библии известно со времён Авраама. Учение Моисея — единственное законодательство древнего мира, которое признаёт рабство ненормальным явлением и фактически отменяет его, делая неотличимым от статуса «наёмного работника» (Лев. 25:40). Израильтяне — рабы Бога, «царственное священство», им не пристало быть рабами людей, их нельзя «продавать, как продают рабов» (Лев. 25:42).
Учение Моисея вводит систему субботнего круга и запрет на отчуждение земельных наделов. Этим радикально устраняется разрыв между богатыми и бедными в народе. Развитое рабовладение немыслимо в отсутствие богачей. Скорее всего, временно несвободных работников было один-два на семью.
Жизнь и здоровье такого условного «раба» были очень ценны господину. Рабами чаще всего были иноплеменники (Лев. 25:44), их брали на войне или покупали.
Такой раб вводился в народ-церковь через обрезание и находился под защитой закона. Господин не имел права на его жизнь и здоровье (Исх. 21:20,26,27). В случае даже такой мелочи, как выбитый зуб, — раб освобождался. Раб пользуется важнейшим преимуществом члена нации-церкви — празднует субботы, субботние и юбилейные годы и отдыхает наравне со всеми (Исх. 22:10: Втор. 5:14). Рабы участвуют в общенародных (Втор. 16:11,13—14) и в семейных праздниках (Исх. 22:44). Раб может наследовать имущество при отсутствии наследников (Сир. 33:32) или жениться на дочери господина (Быт. 15:3:1 Пар. 2:34—35).

Закон на стороне раба, который убежал от жестокого господина. Выдача беглого раба запрещена (Втор. 23:15—16). Главное — по закону о субботах, каждый седьмой год все рабы получали свободу.
Как же мог попасть в рабство еврей? В двух случаях: 1) продаться из-за нищеты: 2) при воровстве и невозможности заплатить за ущерб. Крайняя нищета могла возникнуть лишь при продаже земли и отсутствии помощи родственников. Долгового рабства не было. Вероятно, семье поступившего в рабство выплачивались деньги за работу до года отпущения или юбилейного. Это форма найма, при котором работник на несколько лет терял статус свободного человека. При этом на него запрещалось налагать «работу рабскую. Он должен быть у тебя как наёмник, как поселенец» (Лев. 25:39—40). «Работа рабская» — непосильная, как в Египте. Господин не имел права на имущество еврея-раба, полученное помимо непосредственной работы на господина. Поэтому раб может выкупиться сам, не прибегая к помощи «искупителя» гоэля (Лев. 25:49).
Учение Моисея удерживает еврея от того, чтобы становиться рабом иноплеменнику, живущему в Израиле. В таком случае еврей не освобождается в седьмой год, но только в юбилейный год. Однако учение обязывает родственников выкупать такого раба. Если даже еврея не выкупают, общество Израиля должно следить, чтобы «он был как наёмник во все годы» и чтобы иноплеменник «не господствовал над ним с жестокостью» (Лев. 25:53).
«На седьмой уйдёт свободным по милости» — по смыслу седьмой год связан с общенародным соблюдением субботы, но по времени — это седьмой год от начала поступления в рабство. При отпущении евреем раба-еврея, тому даётся подарок «от стад, гумна и точила» (Втор. 15:13—15). Подарок господина имел троякую цель: помогал встать на ноги и служил стимулом в период рабства, ведь «раба» нельзя было заставлять насилием. Это также символическая «плата наёмнику», полностью выводившая из рабского статуса.
Закон об освобождении рабов и восстановлении общественной справедливости в субботние и юбилейные годы—это центр Моисеева Учения. Когда Израиль отступил от него, извратились здравые начала жизни народа-церкви. Результатом стал Вавилонский плен.

«Если он один пришёл, один уйдёт. Если у него есть жена, пусть выйдет жена его с ним. Если господин его дал ему жену, и она родила ему сынов или дочерей, то женщина и дети её будут у её господина, а он выйдет один. А если, говоря говорить будет раб: ״Люблю господина моего, жену мою и сынов моих, [поэтому] не уйду на свободу", то приведёт его господин его к Богу — приведёт его к двери или к косяку, и проткнёт господин его ухо его шилом, и тот будет работать ему вечно». Исх.21:3—6

«Приведёт его господин его к Богу» — имеется в виду либо то, что Бог призывается в свидетели, либо то, что обряд проходит в неком священном помещении (возможно, так поняли LXX: «к судилищу Бога»), ТМс почему-то переводит Элохим множественным числом: «пред богов».
«Проколет шилом» — в чём смысл обряда — непонятно, больше он не упоминается. Возможно, этот публичный акт символизировал прикрепление раба к дому господина либо полное послушание.
«Вечно» ле-олам לעלם — в данном случае: на протяжении жизни либо до пятидесятого юбилейного года. Слово «век» в еврейском, греческом и русском амбивалентно — указывает и на ограниченный период времени, и на временную бесконечность. Даже такой «вечный» раб всё равно отпускался в юбилейный год, ведь ему возвращалась земля, с которой он снова мог кормиться.

«И если продаст кто дочь свою в служанки, она не уйдёт, как уходят рабы. Если зла она в глазах господина её, который не назначил её [своей наложницей], то пусть [позволит] выкупить её. Народу чужому он не властен продать её, если поступил вероломно с ней. И если с сыном своим обручит её, как с дочерью пусть поступает с ней. Если другую [жену] возьмёт за него, то пусть не лишается [служанка] мяса, одежды и соития своего. А если трёх этих [вещей] не сделает для неё, пусть она уйдёт даром, без денег [выкупа]». Исх. 21:7—11

«Если продаст кто дочь» — когда еврейка попадала в рабство из-за бедности или воровства, на неё распространялись те же законы, что и на раба-мужчину (Втор. 15:12—17). В данном случае говорится о другом явлении — институте наложниц. Первый брачный союз в раю был моногамен — это отвечало замыслу Бога о человеке. Вероятно, полигамию ввели каинитяне. У Ноя была одна жена, когда произошло возобновление многожёнства после Потопа — неизвестно. В патриархальный период мужчина имеет старшую жену и одну-две наложницы. Бог через Моисея упорядочивает брачные законы, сложившиеся в обычном праве евреев. В этой сфере Учение Моисея стремится ограничить или уничтожить многожёнство (Исх. 21:10—11: Лев. 18:18: Втор. 17:17), ограничить права отца или господина на брачные отношения детей или рабов (Исх. 21:7—11: Втор. 21:10—17), усложнить развод (Втор. 22:19, 29: 24:1), сделать чистой жизнь в браке (запрет прелюбодеяния). Учение имеет целью восстановить нормальные отношения между людьми — и в обществе, и в семье.
«Служанка» ама אמה — домашняя служанка, наложница, младшая жена (Быт. 20:17: 21:10: Исх. 23:12), это не рабыня. LXX: οίκέτις — домашняя служанка или хозяйка. Она не выходит в седьмой и юбилейный год. Почему так? Продать дочь можно было лишь в крайней нищете. Это обеспечивало деньги семье и статус дочери. Девушку покупали, только чтобы сделать младшей женой или устроить ей судьбу. Статус «служанки» ама связан с особым расположением господина и почётом в доме. Так стали называть Агарь после рождения сына Аврааму (Быт. 21:10).
«Поступил вероломно» багад בגל — глагол значит «предавать, изменять, поступать нечестно». Не делать «служанку» женой — это вероломство. Если человек «предаёт» девушку, то он «назначает» её сыну... кем? Судя по контексту — старшей женой, причём она становится отцу сына как дочь. Если она не становится старшей женой сына, то должна стать его младшей женой, получая «пищу, одежду и соитие». Если она не подходит ни как младшая жена господину, ни как старшая или младшая жена его сыну — девушка отпускается даром.

Subscribe

  • Пластмассовая клюква Кончаловского

    Чем отличается режиссер, сценарист, актер высокого класса, настоящий профессионал своего дела от талантливого, но любителя? Тем что профессионал…

  • Амели и Грета

    Когда 20 лет назад я посмотрел фильм «Амели», то я его не понял, как и не понял его культовой популярности на Западе. Дело в том, что…

  • (no subject)

    Какая Украина нам не нужна

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 3 comments