Действительно, даже апостолы чуть ли не вплоть до самой Пятидесятницы до конца не понимали кто есть их Учитель. И вот признание Петром раввина Иисуса как Христа, то есть Мошиаха, помазанника выставляется как большая Благодать и духовное достижение Петра.
Однако это лишь первый шаг – большинство евреев, и даже большей мерой сами апостолы, представляли себе Мессию как успешного царя и лидера для Израиля. Поэтому, когда Христа убили – это ввергло их в ступор.
Апостолы во время земной жизни Христа вообще много чего не могли понять и только после Пятидесятницы, после сошествия Св. Духа на них они все поняли.
Однако в библии есть и другой пассаж, который почему-то толкуется как правило сильно однобоко и искривленно: «Фома же, один из двенадцати, называемый Близнец, не был тут с ними, когда приходил Иисус. Другие ученики сказали ему: мы видели Господа. Но он сказал им: если не увижу на руках Его ран от гвоздей, и не вложу перста моего в раны от гвоздей, и не вложу руки моей в ребра Его, не поверю. После восьми дней опять были в доме ученики Его, и Фома с ними. Пришел Иисус, когда двери были заперты, стал посреди них и сказал: мир вам! Потом говорит Фоме: подай перст твой сюда и посмотри руки Мои; подай руку твою и вложи в ребра Мои; и не будь неверующим, но верующим. Фома сказал Ему в ответ: Господь мой и Бог мой! Иисус говорит ему: ты поверил, потому что увидел Меня; блаженны невидевшие и уверовавшие» (Ион.20:24-29)
В подавляющем большинстве случаев эта история толкуется как пример маловерия, существует даже имя иллюстрирующее маловерного человека «Фома неверующий». Однако это тут совсем не главное.
Ключ кроется в последней фразе, скорее даже восклицании Формы: «Господь мой и Бог мой!»
У Бога в Библии много имен. Однако полное, каноническое имя, которым именуют Бога в Библии это «Господь Бог». К сожалению этот перевод ничего нам не говорит о реальном имени.
«Господь» – Это Яхве. Имя личное, дословно «он будет» которым Бога Сам себя назвал. Иудеи не смели говорит вслух имя Бога – Яхве и заменяли его словом «Господин» – Адонай, которое было переведено на греческий как господин Кюриос. И Адонай и Кюриос, - так называли и Бога и людей. Так ко Христу часто обращались как Господин, Господь – но это не значило что его именно признавали как Бога – так часто обращались и к важным людям в то время.
«Бог» — это множественное число Элохим. Дословно «боги» или «сильные», «судьи», «правители». Элохим это слово используют как для именования Бога Израиля, и для языческих богов - «боги» – в множественном числе, и как «сильные», «судьи», «правители» в множественном числе.
Поэтому формулировка «Яхве Элохим» четко и однозначно именует Бога Израиля и это уже ни с чем нельзя спутать и неоднозначно прочитать ни с господином – человеком, ни с «богами» или «сильными»
Так вот, Фома использует эту однозначную формулировку. Неверующий Фома еще до Сошествия Св. Духа, еще когда сами апостолы пребывали в замешательстве и неуверенности (они сначала путали воскресшего Христа с привидением) вдруг признает в их учителе Господа Бога Израильского народа, признает Того, на кого и смотреть было нельзя чтобы не умереть, имя Кого боялись произносить вслух.
Скорее всего речь идет не о простом неверии Фомы в то, что их учитель Иисус воскрес из мертвых (из мертвых воскресали и раньше – тот же Христос воскресил нескольких людей и Фома был тому свидетелем). Скорее всего Фома раньше других начал догадываться что Христос не просто особый Царь и Человек, не просто долгожданный Мошиах, но тот самый Бог Авраама, Исаака и Якова, творец Небес и Земли и всего видимого и невидимого.
Для еврея того времени даже такая мысль была страшна и соблазнительна, и Фома искал ей подтверждение. И когда он услышал о Воскресении Христа, он захотел по максимуму для себя подтвердить свое невероятное предположение.
И когда он увидел Христа воскресшим, единственное что он смог выкрикнуть это было самое первое исповедание Христа не просто как Мессии, но как Яхве Элохим. Фома первый, раньше всех признал четко и однозначно Христа Богом-Яхве. Фома – первый христианский богослов.
Поэтому уничижительно говорить о нем как о неверующем, думаю не стоит.
Но что дальше? «Иисус говорит ему: ты поверил, потому что увидел Меня; блаженны невидевшие и уверовавшие». Чтобы понять эту фразу следует обратиться уже к апостолу Павлу. Когда уже Христос вознесся на Небеса, Павел неоднократно писал, что если кто-то уверует что Иисус есть Бог и Спаситель человечества, то эта вера есть результат дара Благодати Св. Духа.
Я бы пересказал эту фразу Христа к Фоме так: «Ты Фома крут, раз Меня раньше всех признал Богом. Но намного круче, если это признание без видимых подтверждений люди будут получать как прямой дар Св. Духа». И действительно через некоторое время на Пятидесятницу на апостолов сошел Св. Дух и так была основана христианская церковь. И все, кто уверовал в божественность Христа сделали это через особую Благодать. То есть вера во Христа-Бога это как дар Святого Духа, так и печать Благодати – человек уверовал, значит он получил от Бога особую милость.