Борис Райтшустер
А вот тем временем у нас в Германии....
Нашумевшая сатира про "зеленый рейх" - в котором зеленая партия устанавливает диктатуру, в которой запрещают летать, есть мясо, пользоваться пластиком и включать отопление.
Самое удивительное - авторы этой сатиры задумали ее как насмешку над страхами буржуев и обывателей перед благим делом зеленых - а воспринята была сатира публикой совсем не так.
И, увы, даже меня, с русской закалкой, очень пугает, с какой скоростью распространяется тоталитарное мышление в Германии. Последная новость - доверенное лицо Меркель, заместитель министра, потребовал, отбирать гражданские права у тех, кто "против системы".
Звучит до боли знакомо...
Слава богу мы пока еще далеки от того, что показано в сатире. Но припахивает очень плохим. Известные люди уже приравнивают "правых" (не правых радикалов, а именно "правых") публично к болезни "раком", от которой надо лечиться и избавляться.
Это - язык тоталитаризма, уж больно знаком. Так говорили и фашисты. Неужели перед нами опасность наступить снова не те же грабли - только выкрашены в этот раз в другой цвет?
Когда у меня было чтение в городе Гермерсхайме для Фонда Наумана, мои родственники из Гейдельберга приехали туда. Очень простые люди. После приезда они сказали мне: «Сначала мы подумали, что этот фонд вдруг имеет какое-то отношение к AfD (правой партии), и тогда мы не смогли бы прийти, мы бы не осмелились, ведь никогда не знаешь, кто увидит тебя, что будут говорить, какие последствия, на работе, и вообще, но потом мы выяснили, это это фонд либеральной партии, и очень обрадовались, что смогли приехать и увидеть Тебя все-таки, ведь мы не виделись целую вечность! »
Я не люблю АфД уже потому, что она - преимущественно про-путинская партия. Но когда члены да и депутаты этой партии уже не могут кушать во многих ресторанах, потому что их не пускают, когда их детей отказываются взять в школу, когда жгут их машины, когда уже футбольный клуб членов этой партии не хочет видеть в своих рядах, когда призывают к дискриминации - это конец свободной демократии. Любой приличный человек, независимо от своих политических взглядов, тут должен встать и сказать - "нет". Надо бороться аргументами, словами - и не тем, чтоб ставить клеймо и травить.
Я в России пережил, что это значит, когда из критиков власти делают "фашистов". Моего друга Немцова таким образом "обесчеловечили" - и потом убили. Я не могу молчать, когда теперь в Германии людей, которые критикуют власть, которые говорят о страхах, которые "политически некорректны", называют фашистами. Меня это глубоко пугает.
Я свою Германию, после 15 лет у власти Меркель, бывшего секретаря восточно-германского комсомола, во многом уже не узнаю. Объявление критиков "фашистами" - это почерк коммунизма. Объединение всех против "врага", неприятие критики под лозунгом, что она помогает "врагу" - это почерк коммунизма.
При последней встрече перед смертью с моим близким другом Владимиром Войновичом очень долго об этом говорили. О всех аспектах, о противоречии, что я как бы должен бороться за свободу тех, кто мне политически не симпатичен. Войнович мне сказал, что нельзя молчать. Даже если цена - высокая.
Путин просто может смеяться над нами - ему это очень на пользу, как мы тут в Германии по-тихонку уничтожаем свободу, как мы грызем друг друга, а он подливает масло в огонь (которые зажег не он, а мы сами).